Четверг, 25.04.2024, 13:39
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 947
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2014 » Январь » 23 » А.П.Чехов "Хамелеон" Доскужаева Айгуль Куанышевна учитель сш.№ 101 г. Кызылорда
21:27
А.П.Чехов "Хамелеон" Доскужаева Айгуль Куанышевна учитель сш.№ 101 г. Кызылорда
Предмет: Литература
Тема: А.П.Чехов «Хамелеон» Смысл названия рассказа
Цели урока: пополнение знаний о жизни и творчестве А.П.Чехов, познакомить с произведением «Хамелеон», понимание и целостное восприятия творчества писателя;
Развитие навыков ведения пересказа, выразительного чтения, связной речи учащихся, аналитического мышления и памяти;
Углубить у учащихся понятие о комическом, как о силе, очищающей и развивающей человеческое общество, привить учащимся элементы чеховского восприятия и оценки жизни людей, человеческих взаимоотношений.
Задачи урока:
1. Почувствовать стремительность и динамизм в развитии сюжета.
2. Представить композицию рассказа и сущность характера Очумелова.
3. Понять и отвергнуть символ беззакония: кто сильнее, тот и прав.
4. Продолжить формирование понятий о достоинстве и чести.
5. Поддержать способность рассуждать, умение выражать свои мысли.
Тип урока: Комбинированный
Методы: Репродуктивный, наглядно – иллюстративный, частично – поисковый
Наглядные пособия: учебник, портрет писателя, иллюстрации к рассказу.
Оборудование, ТСО: интерактивная доска, компьютер.

Ход урока:

1. Орг. Момент
2. Орг. – мотивационный, этап
1. Выравнивание знаний
а) Л.Н.Толстой. «Холстомер»
1. Как возник замысел написать историю лошади?
2. Почему лошадь называли Холстомер? Каков окрас лошади?
3. Какую мысль высказал Холстомер в отношении людей?
4. У кого жилось лошади лучше?
5. Какая участь ожидала пегого?
6. Какова идея рассказа «Холстомер»?
2. Постановка учебной задачи
а) А.П.Чехов – художник человеческой души. Жизнь его – постоянная борьба с человеческой пошлостью.
Чехов и стиль его произведений.
б) рассказ «Хамелеон»
в) Хамелеонство… Можно ли его искоренить?
3. Орг. – операционный этап
1. Решение учебной задачи
а) А.П.Чехов родился в 1860 г.в городе Таганроге. Отец владел бакалейной лавкой. Счастливого детства у него не было. Он был вынужден своё свободное время проводить в лавке рядом с отцом, петь в церковном хоре. В 1868 г. поступает в гимназию. С 6 класса начинает вести самостоятельную жизнь, зарабатывая деньги уроками. Учась в гимназии, пишет маленькие юмористические сценки, очерки, пьесы.
Таганрогская гимназия, по словам Чехова, напоминала исправительный батальон. Бессмысленная зубрежка, муштра, шпионство – всё это на протяжении одиннадцати лет отравляло молодую душу. Среди учителей были и светлые личности. Учитель русской словесности Ф.П.Покровский с истинной любовью и говорил о литературе, рано заметил в Чехове юмористический талант. Он наградил своего ученика шутливым прозвищем «Чехонте», которое впоследствии стало псевдонимом молодого писателя.
В 1876 году, когда Антону было 16 лет, жизнь его круто изменилась. Отец разорился и бежал из Таганрога, где ему грозила долговая тюрьма, и поселился в Москве, куда ранее уехали учиться его старшие сыновья, Александр и Николай.
Антон остался в Таганроге заканчивать гимназию. Он нуждался, но не унывал. Зарабатывал, давая уроки.
В 1879 г. поступил на медицинский факультет Московского университета.
В семье Чеховых жила легенда о том, что Антон напечатал свой первый рассказ, чтобы купить матери именинный пирог. Рождение как писателя-24.12.1879, рассказ «Письмо к ученному соседу». Главную роль в формировании Чехова, человека и писателя, играл упорный, систематический труд, которым была заполнена вся его жизнь.
б) Мировоззрение и мастерство Чехова-писателя формировалось в 80-х годах ХIХ века. Эпоха безвременья и торжества реакции, самых мрачных и черносотенных деятелей царизма. Это было время, когда огромная масса народа была ограблена в смысле образования, света и знания. Именно эту историческую обделенность русского народа в знаниях и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству А.П.Чехов чувствовал особенно остро и болезненно.
Другой важной предпосылкой была историческая атмосфера в России 80-х годов.
«Хамелеон» создавался в начале литературной деятельности писателя. Рассказ был опубликован в 1884 году, а Чехов стал печататься в 1880 году. Это было непростое для России время. После убийства Александра II началась новая волна реакции, охватившая в 80-е годы всю России. Гордость и самоуважение были не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба,»-признался А.П.Чехов, писатель, всю жизнь, всё творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке.
К тому времени талант его сильно развился, это уже был зрелый мастер. Чехов беспощадно обличает российскую действительность, используя семантическую окраску фамилии / Очумелов, Пришибеев, Червяков, Хрюкин/, и гротеск, и контрастное сопоставление событий и ситуаций, и структуру характеров .
В год написания рассказа он окончил университет и стал врачом. Свои коротенькие юмористические рассказы печатал под псевдонимом «Чехонте».
Что такое псевдоним?
Вопросы на восприятие.

2) Устное модулирование.
А) Чтение текста.(это было опережающее задание)
Б) Беседа по тексту, анализ
Какова тема произведения?
Осуждения человеческих пороков.
Какова идея рассказа?
Нельзя угодничать, раболепствовать, уподобляться непонятному существу.
1. Что лежит в основе сюжета?
2. Каковы основы композиций?
3. Как предоставлена экспозиция?
4. Кто является участником происходивших событий?
5. Какое событие произошло?
6. Можно ли назвать ситуацию комической?

А. где происходит действие рассказа?
Б. что в руках полицейского надзирателя, идущего рядом с городовым? О чём это говорит?
В. Что нарушает мирную картину тихого жаркого дня?
Г. Как ведут себя блюстители порядка?
Д. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет своё решение относительно собаки? Как при этом меняется тон его высказываний?
Е. Почему Очумелов требует то снять с него, то надеть на него шинель?
Ё. Почему в портрете и в поведении упоминаются шинель и пальто? Чем отличаются эти две вещи?
Ж. Одинок ли Очумелов в своём чинопочитании?
З. Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок?
И. В прямом или в переносном смысле употреблено это слово?
К. Кого из героев можно назвать хамелеоном?
В. Словарная работа
Городовой – низший чин полицейской охраны в городе.
Мировой – судья, разбиравший мелкие дела;
Конфискованный – отобранный;
Шинель – форменное пальто, подчёркивающее принадлежность к власти, наличие какого – то чина;
Г. Художественные детали – выразительная подробность изображённого мира произведения, выделяющее характерную черту, психологическое состояние персонажа.

Это своего рода маячки, которые не дадут сбиться. К ним относятся: Яркое заглавие, внешность героев, речь, концовка поизведения – «магия последней строки».

4. Рефлексивно – оценочный этап.
1. Обобщение.
Всех ли героев рассказа можно назвать хамелеонами?
Актуален ли этот рассказ? Есть ли такое явления как хамелеонство в наши дни? А можно ли его искоренить?
К чему призывает автор нас, своих читателей?
Как Чехов относится к своим героям?
Да, не перевелись ещё хамелеоны. Они были и будут, потому рассказ не теряет своей значимости и по сей день. Писатель хотел показать: каким должен быть человек, как бы указывает нам на то, как унизительно в человеке раболепие, как важно сохранять в себе человеческое достоинство, самоуважения, порядочность. Ведь каждого из нас есть за что уважать!!! Чехов высмеивает чинопоклонство, показывает, как смешно и недостойно может выглядеть беспринципный и корыстный человек – приспособленец. Надеюсь, что сегодняшний урок посеет «разумное, доброе, вечное», научит вас принимать верные решения в независимости от обстоятельств, быть и оставаться человеком, не уподобляясь какому – то существу.
2. Оценивание

5. Домашнее задание.
1. Выразительное чтение текста.
2. Определение художественных приёмов, использованных Чеховым в создании характеров Хрюкина, Елдырина.
Просмотров: 1573 | Добавил: солнце | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика