Тема: Разбор слова по составу и словообразовательный разбор Класс: 7А Дата: Цели: повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»; воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи; развивать практические навыки словообразовательного анализа состава слова; научить практически использовать полученные в результате анализа знания. I. Организационный момент. II. Орг.-операционный этап Проверка дом.задания. III. Орг.-операционный этап 1)На прошлых уроках мы изучили, а затем повторили темы «Состав слова» и « Словообразование». Данные темы относятся к более крупной части системы наук о языке – словообразованию. Как и другие части языкознания – морфология, орфография, лексика, - словообразование также имеет ряд типов разборов слова. В частности, это разбор слова по составу и словообразовательный разбор. Обратимся к таблице и повторим этапы того и другого анализа. План разбора слова по составу: 1 Окончание Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть 2 Основа . Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой 3 Корень . Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью 4 Суффикс. Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями 5 Приставка. Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса План словообразовательного разбора: 1 Дать толкование лексического значения анализируемого слова Писатель – человек, занятый написанием чего-либо 2 Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось Писатель – писать;-тель 3 Определить, от чего образовано слово Писатель – от основы писа- слова писать 4 С помощью чего образовано и способ образования Разберем по составу слово «улетают» и произведем его полный орфографический разбор. Состав слова. Окончание. Улетают – улетает, улетаешь. Окончание – -ют. Основа. Основа слова – улета- . Корень. Улетают – перелет, прилетать, летать. Корень – -лет-. Суффикс. Суффикс слова – -а-. Приставка. Улетает – прилет, летать. Приставка – у-. Словообразовательный анализ. Улетать – летя, направляться куда-нибудь. Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать. Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать». Способ образования – приставочный. 2) закрепление темы Упражнение 1 Разбор слова по составу Словообразовательный анализ слова Слова для разбора: сверхсекретный, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, неурожай, наушник. Упражнение 2 Составьте словообразовательную цепочку по образцу: Красноватенький – красноватый – красный. Доледниковый, прескучный, пересоленный, сверхготовность, ненаучный, раскрасавец, бесчеловечный. (Ледник, скучный, соль, готовность, наука, красавец, человек...) Упражнение 3 Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходным и полученным словом по образцу: Лесочек – лес; лесочек – лесок – лес. Болезненность – боль, приукрасить – красить, разговорчивость – говор, сверхзащитный – защита. (Болезнь, украсить, разговор, защитный.) Упражнение 4 Разберите по составу следующие слова. Черноглазая, сверхпроводимость, летчик-испытатель, перенапряжение, непререкаемый, поблагодарить, верхолаз, полевод, профком, прикосновение, изложение, растирать, товарищеский. Упражнение 5 Заполните таблицу: 1Приставочный 2 Суффиксальный 3 Приставочно-суффиксальный 4Сложение (основ слов или целых слов) 5 Сложение сокращенных слов 6 Переход одной части речи в другую Летчик, парашютистка, электровоз, малодоступный, престранный, преподнсти, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, птицефабрика, учительская, МГУ, привстать, сотрудник, кресло-кровать, сбербанк. (1 – преподнести, привстать; 2 – летчик, парашютистка; 3 – престранный, малодоступный, сотрудник; 4 – электровоз, турпохлд, птицефабрика, кресло-кровать, сбербанк; 5 – юнкор, ТЮЗ, МГУ; 6 – учительская, раненый, больной.) IV. Подведение итогов - Какие пункты включает в себя словообразовательный анализ слова? - Из каких частей состоит разбор слова по составу? - Какие типы словообразования вам известны? V. Домашнее задание Задание «Проверьте себя» (с.1
|