Суббота, 21.12.2024, 18:07
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 423
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2014 » Январь » 23 » "Разбор слов по составу и словообразовательный разбор" Доскужаева А.К. учитель сш № 101
21:30
"Разбор слов по составу и словообразовательный разбор" Доскужаева А.К. учитель сш № 101
Тема: Разбор слова по составу и словообразовательный разбор
Класс: 7А
Дата:
Цели: повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»;
воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи;
развивать практические навыки словообразовательного анализа состава слова; научить практически использовать полученные в результате анализа знания.
I. Организационный момент.
II. Орг.-операционный этап
Проверка дом.задания.
III. Орг.-операционный этап
1)На прошлых уроках мы изучили, а затем повторили темы «Состав слова» и « Словообразование». Данные темы относятся к более крупной части системы наук о языке – словообразованию. Как и другие части языкознания – морфология, орфография, лексика, - словообразование также имеет ряд типов разборов слова. В частности, это разбор слова по составу и словообразовательный разбор. Обратимся к таблице и повторим этапы того и другого анализа.
План разбора слова по составу: 1 Окончание
Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть
2 Основа . Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой
3 Корень . Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью
4 Суффикс. Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями
5 Приставка. Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса
План словообразовательного разбора:
1 Дать толкование лексического значения анализируемого слова
Писатель – человек, занятый написанием чего-либо
2 Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось Писатель – писать;-тель
3 Определить, от чего образовано слово Писатель – от основы писа- слова писать
4 С помощью чего образовано и способ образования
Разберем по составу слово «улетают» и произведем его полный орфографический разбор.
Состав слова. Окончание. Улетают – улетает, улетаешь. Окончание – -ют. Основа. Основа слова – улета- . Корень. Улетают – перелет, прилетать, летать. Корень – -лет-. Суффикс. Суффикс слова – -а-. Приставка. Улетает – прилет, летать. Приставка – у-.
Словообразовательный анализ. Улетать – летя, направляться куда-нибудь.
Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать. Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать». Способ образования – приставочный.
2) закрепление темы
Упражнение 1 Разбор слова по составу Словообразовательный анализ слова
Слова для разбора: сверхсекретный, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, неурожай, наушник.
Упражнение 2 Составьте словообразовательную цепочку по образцу: Красноватенький – красноватый – красный.
Доледниковый, прескучный, пересоленный, сверхготовность, ненаучный, раскрасавец, бесчеловечный.
(Ледник, скучный, соль, готовность, наука, красавец, человек...)
Упражнение 3 Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходным и полученным словом по образцу: Лесочек – лес; лесочек – лесок – лес.
Болезненность – боль, приукрасить – красить, разговорчивость – говор, сверхзащитный – защита.
(Болезнь, украсить, разговор, защитный.)
Упражнение 4 Разберите по составу следующие слова.
Черноглазая, сверхпроводимость, летчик-испытатель, перенапряжение, непререкаемый, поблагодарить, верхолаз, полевод, профком, прикосновение, изложение, растирать, товарищеский.
Упражнение 5 Заполните таблицу:
1Приставочный 2 Суффиксальный 3 Приставочно-суффиксальный 4Сложение (основ слов или целых слов) 5 Сложение сокращенных слов 6 Переход одной части речи в другую
Летчик, парашютистка, электровоз, малодоступный, престранный, преподнсти, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, птицефабрика, учительская, МГУ, привстать, сотрудник, кресло-кровать, сбербанк. (1 – преподнести, привстать; 2 – летчик, парашютистка; 3 – престранный, малодоступный, сотрудник; 4 – электровоз, турпохлд, птицефабрика, кресло-кровать, сбербанк; 5 – юнкор, ТЮЗ, МГУ; 6 – учительская, раненый, больной.)
IV. Подведение итогов
- Какие пункты включает в себя словообразовательный анализ слова? - Из каких частей состоит разбор слова по составу? - Какие типы словообразования вам известны?
V. Домашнее задание Задание «Проверьте себя» (с.1
Просмотров: 6713 | Добавил: солнце | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика