Тема урока: Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной». Форма урока: урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цели урока. Образовательные: - формировать представление об особенностях лирического стихотворения; -формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение. Развивающие: - развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта; - развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения); - развивать орфографическую зоркость. Воспитывающие: - воспитывать чувство любви к природе. Приёмы ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо): инсерт, синквейн, таблица ЗХУ. Оборудование: 1. Презентация к уроку 2. Аудиокассета с записью: М.Омаронова « Есть в осени первоначальной». 3. Репродукция картин художников: учителя рисования «Осенние мотивы» И.Левитан «Золотая осень». И.Шишкин «Осень». Б.Щербаков «Осень». 4. «Дерево настроения»: листочки зелёного, жёлтого, красного цвета. Ход урока: I. Орг.момент. II. Орг.-мотивационный этап 1.Этап актуализации знаний. - Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели? А) Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…» Б) Предлагаю вам поработать со словами. Прочитайте слова 1 и 2-го столбика: Таинственная (сень) печальный (шум) Как мы назвали эти слова, анализируя произведение? Подберите синонимы: Таинственный тайный , царственный, величественный, загадочный, незабываемый Объяснить значение слова печальный В) Проверка синквейна к слову осень. Г) Просмотр презентаций по домашнему заданию по группам: Литераторы – стихи и эссе про осень. Музыканты – отрывки музыкальных произведений про осень. Пейзажисты –показ репродукций картин про осень. 2. Введение в тему урока. -- Что объединяет все эти произведении? -Изображение осенней природы в творчестве знаменитых людей. -Произведения на одну тему. III. Орг.- операционный этап. 1. Постановка учебной задачи. Продолжая тему урока, мы познакомимся с лирическим стихотворением Федора Ивановича Тютчева. Что мы знаем о поэте и чем можем поделиться? ( опережающее задание) - Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов – лириков ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. Каждое поколение находит в его лирике то, что волнует именно читателей. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы. - Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной…». 2. Этап решения учебной задачи на основе первичного восприятия текста. 1) Чтение стихотворения учителем. (На фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Осенняя песнь»). -Предлагаю вам задуматься над вопросом: что такое лирическое стихотворение? Свои предположения запомните, мы к ним ещё вернёмся. 2) Словарная работа. - Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны? Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня. Лазурь - светло-синий цвет, синева. На праздной борозде - отдыхающее поле, с неё убрали урожай. 3. Стадия вызова Бортовой журнал. Работа в парах. - Ребята, возвращаюсь к моему вопросу, поставленному в начале урока. Я предлагаю вам исследовать понятие « лирическое стихотворение». - Как называют поэтов, которые сочиняют такие стихотворения? - Лирики. - Как вы знаете, в ходе исследования учёные ведут журналы наблюдений. Давайте с вами подумаем, что подразумевается под понятием «лирика», и заполним левую колонку нашего журнала.( правая часть заполняется после прочтения текста о лирике) (Учащиеся работают в парах. Свои предположения записывают в таблице) Предположение Новая информация Поэт описывает картины природы. Произнесено под звуки лиры. Показывает свою любовь к природе Берёт начало в устном народном творчестве. Передаёт свои чувства и мысли. Это вид поэзии. Жанровое разнообразие. Название поэтов средних веков . 4. Стадия осмысления. 1.Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу insert (инсерт). - Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях:V»-уже знал, «+»-новое, «?»-не понял. (Учащиеся читают текст). Лирика (от греч. lyrikos-то, что произнесено под звуки лиры) - самый обобщённый и самый глубоко личный, задушевный род литературы. Лирика-вид поэзии, выражающий чувства, мысли, переживания автора. Особенности лирики - сосредоточенное размышление, самосозерцание. Связь лирики с музыкой обеспечила тяготение лирики к стихотворной форме речи. Лирика берёт начало в устном народном творчестве (песни обрядовые, календарные и т.п.) В древние времена лирические произведения исполнялись под аккомпанемент лиры. Лирическое произведение в наибольшей степени позволяет проникнуть во внутренний мир его создателя. В средние века появляются новые сочинители лирических произведений: -ваганты (бродячие студенты, школяры); -трубадуры (певцы-поэты южной Франции); -труверы (французские певцы- поэты); -миннезингеры (немецкие поэты-певцы). Лирика по своему жанровому разнообразию делится на: любовную, гражданскую, пейзажную, философскую. - Запишите в своём журнале, что нового вы узнали о лирике. - А теперь давайте вернёмся к нашему вопросу и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях. - Оправдались ли ваши предположения? - Что такое лирика? -Перед вами словосочетания. Выберите подходящие к нашему понятию. Особенности лирического произведения. Душевные переживания, поучительный вывод, наличие рассказчика, случай из жизни, мир дается через переживания героя, высмеивание недостатков людей, события внутренней жизни. - Почему необходимо изучать этот вид поэзии? 5. Анализ стихотворения и формирование умения выразительного чтения. 1.- Самая важная задача для вас – это наметить путь осмысления классического произведения. Я предлагаю вам воспользоваться советом ученого М. Л. Гаспарова. Он для себя определил такой ориентир: «Стараюсь понять, ЧТО в этом стихотворении было главным не для меня, а для его автора, и через это войти в культурный мир эпох - тот, без которого не было бы и нашего». -Как вы понимаете значение данного высказывания? -Проникнуться личными переживаниями поэта того времени и перенести их в наше время. 6. Работа с компьютерной презентацией. –Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени. -Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный. -Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину. -Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина. -Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили? -Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка. - Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени? - Он испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет уходящее лето. Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели. - Вам, наверное, интересно моё восприятие этого стихотворения? - Оно стало для меня настоящим откровением и позволило ярче и полнее видеть и каждый раз по-новому встречать «осени первоначальной короткую, но дивную пору». - Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце, а в небе слышится прощальный крик журавлей. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты! - Какие чувства вы испытали? 7. Работа над художественно-выразительными средствами языка произведения.. а) Работа в парах. (Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя). - Какие эпитеты употребляет автор в этих строках? («Дивная пора», «лучезарны вечера»). - Какой прием использует автор в строке: «Весь день стоит как бы хрустальный…»? Автор употребляет прием сравнения. б) Коллективная работа. - Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он? - Прозрачный, чистый, безоблачный. - Какой знак стоит в конце строфы? Почему?
- Многоточие. Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре. - Какие приемы использует Ф. Тютчев? - Олицетворение. - Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе? - «Бодрый серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья. 7. Работа над безударными гласными в корне слова. - Во втором четверостишие найдите слова с безударной гласной в корне слова. - Колос, борозде. (коло´сья, боро´здка) Подберите однокоренные слова. Выделите корень и гласную в корне. На основе подбора однокоренных слов и выделения общей части сделайте вывод. Вывод: Безударную гласную нужно проверять. - Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении. - теперь уж пусто все. - Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт? - Но далеко еще до первых зимних бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле. - А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? (бабье лето) - В последнем четверостишие найдите слова с «ь» . - Бурь, лазурь, льётся. -Какую функцию выполняет «ь» в этих словах. - Смягчает и разделяет. В каком темпе следует читать это стихотворение? - Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно. - В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением. IҮ. Стадия рефлексии. Выразите своё отношение к уроку и оцените его листочками. Красный - отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать. Жёлтый - хорошее настроение, было интересно, но были трудности. Зелёный - было скучно, неинтересно, много затруднений. V. Творческая работа. - Давайте пофантазируем и представим себе: о чём мечтают листья осенью? Свои предположения запишите на листьях, которым вы хотите отметить своё настроение. На доске висит плакат с изображением «голого» дерева. Ребята зачитывают свои миниатюры и вывешивают свой листочек на дерево. - Посмотрите, ребята, наше дерево оделось в пестрый наряд. Невольно вспоминаешь отрывок А.С.Пушкина: «Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса……». IX.Подведение итогов. - Чему мы сегодня учились на уроке? Что вы узнали нового и хотели бы рассказать родителям? X. Домашнее задание. 1. Выучить стихотворение наизусть. 2.В тетрадь на страничку «Осень» выписать слова и выражения, которые помогают нарисовать картину осени (стр. 21). Благодарю всех за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
|