Суббота, 21.12.2024, 17:51
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 950
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2014 » Январь » 23 » Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальной..." Доскужаева А.К. учитель сш № 101
21:33
Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальной..." Доскужаева А.К. учитель сш № 101
Тема урока: Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Форма урока: урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Цели урока.
Образовательные:
- формировать представление об особенностях лирического стихотворения;
-формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение.
Развивающие:
- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
- развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения);
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви к природе.
Приёмы ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо): инсерт, синквейн, таблица ЗХУ.
Оборудование:
1. Презентация к уроку
2. Аудиокассета с записью: М.Омаронова « Есть в осени первоначальной».
3. Репродукция картин художников: учителя рисования «Осенние мотивы»
И.Левитан «Золотая осень».
И.Шишкин «Осень».
Б.Щербаков «Осень».
4. «Дерево настроения»: листочки зелёного, жёлтого, красного цвета.
Ход урока:
I. Орг.момент.
II. Орг.-мотивационный этап
1.Этап актуализации знаний.
- Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?
А) Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Б) Предлагаю вам поработать со словами. Прочитайте слова 1 и 2-го столбика:
Таинственная (сень) печальный (шум)
Как мы назвали эти слова, анализируя произведение?
Подберите синонимы:
Таинственный тайный , царственный, величественный, загадочный,
незабываемый
Объяснить значение слова печальный
В) Проверка синквейна к слову осень.
Г) Просмотр презентаций по домашнему заданию по группам:
Литераторы – стихи и эссе про осень.
Музыканты – отрывки музыкальных произведений про осень.
Пейзажисты –показ репродукций картин про осень.
2. Введение в тему урока.
-- Что объединяет все эти произведении?
-Изображение осенней природы в творчестве знаменитых людей.
-Произведения на одну тему.
III. Орг.- операционный этап.
1. Постановка учебной задачи.
Продолжая тему урока, мы познакомимся с лирическим стихотворением Федора Ивановича Тютчева. Что мы знаем о поэте и чем можем поделиться? ( опережающее задание)
- Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов – лириков ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. Каждое поколение находит в его лирике то, что волнует именно читателей. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.
- Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной…».
2. Этап решения учебной задачи на основе первичного восприятия текста.
1) Чтение стихотворения учителем. (На фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Осенняя песнь»).
-Предлагаю вам задуматься над вопросом: что такое лирическое стихотворение?
Свои предположения запомните, мы к ним ещё вернёмся.
2) Словарная работа.
- Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны?
Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
Лазурь - светло-синий цвет, синева.
На праздной борозде - отдыхающее поле, с неё убрали урожай.
3. Стадия вызова
Бортовой журнал. Работа в парах.
- Ребята, возвращаюсь к моему вопросу, поставленному в начале урока. Я предлагаю вам исследовать понятие « лирическое стихотворение».
- Как называют поэтов, которые сочиняют такие стихотворения?
- Лирики.
- Как вы знаете, в ходе исследования учёные ведут журналы наблюдений. Давайте с вами подумаем, что подразумевается под понятием «лирика», и заполним левую колонку нашего журнала.( правая часть заполняется после прочтения текста о лирике)
(Учащиеся работают в парах. Свои предположения записывают в таблице)
Предположение Новая информация
Поэт описывает картины природы. Произнесено под звуки лиры.
Показывает свою любовь к природе Берёт начало в устном народном творчестве.
Передаёт свои чувства и мысли. Это вид поэзии.
Жанровое разнообразие.
Название поэтов средних веков .
4. Стадия осмысления.
1.Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу insert (инсерт).
- Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях:V»-уже знал, «+»-новое, «?»-не понял. (Учащиеся читают текст).
Лирика (от греч. lyrikos-то, что произнесено под звуки лиры) - самый обобщённый и самый глубоко личный, задушевный род литературы.
Лирика-вид поэзии, выражающий чувства, мысли, переживания автора.
Особенности лирики - сосредоточенное размышление, самосозерцание.
Связь лирики с музыкой обеспечила тяготение лирики к стихотворной форме речи.
Лирика берёт начало в устном народном творчестве (песни обрядовые, календарные и т.п.) В древние времена лирические произведения исполнялись под аккомпанемент лиры. Лирическое произведение в наибольшей степени позволяет проникнуть во внутренний мир его создателя.
В средние века появляются новые сочинители лирических произведений: -ваганты (бродячие студенты, школяры); -трубадуры (певцы-поэты южной Франции); -труверы (французские певцы- поэты); -миннезингеры (немецкие поэты-певцы).
Лирика по своему жанровому разнообразию делится на: любовную, гражданскую, пейзажную, философскую.
- Запишите в своём журнале, что нового вы узнали о лирике.
- А теперь давайте вернёмся к нашему вопросу и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях.
- Оправдались ли ваши предположения?
- Что такое лирика?
-Перед вами словосочетания. Выберите подходящие к нашему понятию.
Особенности лирического произведения.
Душевные переживания, поучительный вывод, наличие рассказчика, случай из жизни, мир дается через переживания героя, высмеивание недостатков людей, события внутренней жизни.
- Почему необходимо изучать этот вид поэзии?
5. Анализ стихотворения и формирование умения выразительного чтения.
1.- Самая важная задача для вас – это наметить путь осмысления классического произведения. Я предлагаю вам воспользоваться советом ученого М. Л. Гаспарова. Он для себя определил такой ориентир:
«Стараюсь понять, ЧТО в этом стихотворении было главным не для меня, а для его автора, и через это войти в культурный мир эпох - тот, без которого не было бы и нашего».
-Как вы понимаете значение данного высказывания?
-Проникнуться личными переживаниями поэта того времени и перенести их в наше время.
6. Работа с компьютерной презентацией.
–Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени.
-Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный.
-Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину.
-Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.
-Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили?
-Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка.
- Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени?
- Он испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет уходящее лето.
Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели.
- Вам, наверное, интересно моё восприятие этого стихотворения?
- Оно стало для меня настоящим откровением и позволило ярче и полнее видеть и каждый раз по-новому встречать «осени первоначальной короткую, но дивную пору».
- Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце, а в небе слышится прощальный крик журавлей. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!
- Какие чувства вы испытали?
7. Работа над художественно-выразительными средствами языка произведения..
а) Работа в парах.
(Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя).
- Какие эпитеты употребляет автор в этих строках?
(«Дивная пора», «лучезарны вечера»).
- Какой прием использует автор в строке: «Весь день стоит как бы хрустальный…»?
Автор употребляет прием сравнения.
б) Коллективная работа.
- Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он?
- Прозрачный, чистый, безоблачный.
- Какой знак стоит в конце строфы? Почему?

- Многоточие. Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре.
- Какие приемы использует Ф. Тютчев?
- Олицетворение.
- Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе?
- «Бодрый серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья.
7. Работа над безударными гласными в корне слова.
- Во втором четверостишие найдите слова с безударной гласной в корне слова.
- Колос, борозде. (коло´сья, боро´здка)
Подберите однокоренные слова. Выделите корень и гласную в корне.
На основе подбора однокоренных слов и выделения общей части сделайте вывод.
Вывод: Безударную гласную нужно проверять.
- Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении.
- теперь уж пусто все.
- Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт?
- Но далеко еще до первых зимних бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле.
- А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? (бабье лето)
- В последнем четверостишие найдите слова с «ь» .
- Бурь, лазурь, льётся.
-Какую функцию выполняет «ь» в этих словах.
- Смягчает и разделяет.
В каком темпе следует читать это стихотворение?
- Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно.
- В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.
IҮ. Стадия рефлексии.
Выразите своё отношение к уроку и оцените его листочками.
Красный - отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать.
Жёлтый - хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
Зелёный - было скучно, неинтересно, много затруднений.
V. Творческая работа.
- Давайте пофантазируем и представим себе: о чём мечтают листья осенью? Свои предположения запишите на листьях, которым вы хотите отметить своё настроение.
На доске висит плакат с изображением «голого» дерева. Ребята зачитывают свои миниатюры и вывешивают свой листочек на дерево.
- Посмотрите, ребята, наше дерево оделось в пестрый наряд. Невольно вспоминаешь отрывок А.С.Пушкина:
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса……».
IX.Подведение итогов.
- Чему мы сегодня учились на уроке? Что вы узнали нового и хотели бы рассказать родителям?
X. Домашнее задание.
1. Выучить стихотворение наизусть.
2.В тетрадь на страничку «Осень» выписать слова и выражения, которые помогают нарисовать картину осени (стр. 21).
Благодарю всех за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
Просмотров: 1956 | Добавил: солнце | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика