Автор работы: Любавина Татьяна Борисовна. Должность: учитель физики. Учреждение: сош№9. Территория: Западно-Казахстанская область, г.Уральск.
Рефлективный отчёт по менторингу. Изучая Программу курсов второго уровня, я познакомилась с процессом менторства. «Менторинг – длительный процесс создания доверительных, личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижения у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий, с целью его профессионального становления, как целостной личности педагога» (Руководство для учителя, стр.232). Во время практики мне предстояло провести менторство с коллегой. Возникали затруднения по поводу проведения менторства, по поводу выбора подопечного, было не совсем понятно, как всё это я буду организовывать в школе. Но благодаря высокому профессионализму наших тренеров мои сомнения со временем развеялись. Придя в школу на практику, я посоветовалась с директором, с завучем школы, по вопросу выбора подопечного. Обсудив это, они мне предоставили возможность самой выбрать учителя. В качестве своего подопечного я выбрала Дюсенову Гульнару Изимгалиевну (49 лет), учителя математики первой категории, стаж работы в школе – 21 год. Работая, на протяжении нескольких лет с Гульнарой как учитель и как руководитель МО я увидела, что её уроки проходят традиционно, она использует на уроках ИКТ, заинтересовывает ребят, применяет различные формы и методы работы, но всё это не приводит к положительным результатам, мотивация к обучению остаётся низкой, а это уже проблема. Когда я проводила первую коуч-сессию, я рассказывала о новых подходах в обучении, знакомила учителей с 7 модулями Программы. Также рассказала, что в своём классе провожу исследование в действии, изучаю вопрос о повышении мотивации обучения через применение групповой формы работы и уже провела два урока и получила положительные результаты. Гульнара Изимгалиевна заинтересовалась моим рассказом, ей понравились некоторые приёмы, которые я применяла в своём классе и с учителями (тренинги, приёмы критического мышления, рефлексия). Также при беседе с ней я поняла, что она как учитель не получает удовлетворения от результата своей работы, не видит горящих глаз детей. После коуч-сессии Гульнара попросила совета, как эффективнее применять новые подходы в обучении для повышения мотивации, и я предложила ей быть моим подопечным, Гульнара согласилась, так как была уверенна, что я смогу ей помочь вносить изменения в практику в контексте семи модулей Программы, тем самым повысить мотивацию у детей. После беседы я предложила ей заполнить анкету «Определение затруднений учителя при организации учебного процесса» для того чтобы, изучить и оценить степень этих затруднений, надо было с чего то начинать работу. Заполнив анкету, мы с ней вместе проанализировали результаты и увидели, что сильную степень затруднений вызывают такие аспекты как: умение ставить цели урока, использование эффективных форм на уроке, использование элементов современных пед. технологий, умение провести самоанализ урока и развитие у детей интереса к предмету. О всех затруднениях Гульнара написала честно, потому что это её давно тревожило, при беседе мы договорились, что я ей буду помогать, буду у неё наставником, ментором. При следующей встрече мы с ней побеседовали, договорились провести ряд последовательных уроков в выбранном классе, также я предложила Гульнаре ознакомиться с литературой по вопросу повышения мотивации (я предложила Руководство для учителя). Я ей объяснила, что мне нужно понаблюдать за детьми на уроке, а потом мы вместе подумаем, как можно начать исправлять ситуацию. Гульнара одобрила моё предложение с посещением урока и согласилась почитать литературу, связанную с активными формами проведения уроков. В выбранном ей классе учатся дети большинство с высокой мотивацией и высоким уровнем развития, но расшевелить на уроке учитель детей не может. Мы обе работаем в этом классе и поэтому знаем детей, на моих уроках дети работают плодотворно, получают хорошие результаты. При составлении плана работы, мы договорились что я, посетив обычный урок, сниму его на видео, и мы вместе просмотрим и обсудим, внесём коррективы. В дальнейшем, я бы хотела снять урок нового формата, используя новые стратегии и подходы в преподавании. Первый урок, который я посетила, был урок геометрии (традиционный урок). Урок был очень насыщенный, дети много работали, показали хороший уровень знаний. Дети работали достаточно активно, но работа была построена на индивидуальных заданиях, проходила вместе со всем классом. Я увидела, что очень много на уроке говорит учитель, дети работали больше письменно, на вопросы учителя отвечали только единицы. Мне понравился момент, когда учитель подводила детей в ходе обобщения к выводу, и они сами его делали, очень хороший момент урока, значит Гульнара может заинтересовать ребят, только не все смогли включиться в обсуждение темы, некоторые были заняты своими делами, а учитель не обращая внимание на это продолжала вести урок, так как поставлена в жёсткие временные рамки и рамки выполнения программы . После посещения урока мы просмотрели несколько фрагментов и обсудили, что как получилось, Гульнара увидела себя со стороны. Поняла, что сама действительно говорит очень много и иногда не даёт детям высказаться, также увидела, что не все дети включены в работу класса. При обсуждении я подвела Гульнару к тому чтобы она попробовала на следующем уроке одну из активных форм работы групповую форму, она поняла, что этим она даст возможность говорить детям, построить занятие таким образом, чтобы каждый ученик мог высказать своё мнение , а это возможно только при групповой работе. Также я поделилась небольшим опытом проведения своих уроков, рассказала, что применив такую форму работы, получила положительный результат, все ученики включились в процесс обучения и уроки стали проходить с большей пользой для них. Также я рассказала Гульнаре, что на курсах мы тоже на занятиях работали в малых группах, мы были участниками этих групп, работая в них, мы ощущали себя учениками, и было очень интересно. Когда работаешь в группе, то у каждого есть своя роль, выполняя задание, ты полностью вовлекаешься в процесс обучения, становишься активным участником. Пройдя через такую работу, я поняла, что нужно применять чаще на уроках групповые формы работы, чтобы наши ученики испытали то же самое что и я, чтобы у них появилось желание работать, начали больше говорить, работать самостоятельно, обсуждать, слушать мнение одноклассников. Мне кажется, тем самым повысится интерес к предмету и вообще к учёбе, повысится мотивация учеников, активизируется познавательная деятельность. Гульнара согласилась с моим мнением, она вспомнила, что раньше применяла групповую работу на уроках, и получала хороший результат, но потом, почему-то, стала проводить традиционные уроки, наверное из-за того что подготовка к таким урокам занимает больше времени, а у нас его не хватает. Я предоставила ей материал для чтения из Руководства для учителя о групповой работе и посоветовала сайты, посвящённые данной теме. Следующий урок Гульнара разрабатывала сама, но по некоторым вопросам консультировалась со мной, она решила посадить детей по группам, больше взять заданий творческого характера. Я согласилась с ней, она высказала своё мнение о том, что необходимо создать ситуацию, обязывающую ученика выступать или отвечать, тогда он заинтересуется предметом. Так и получилось, после следующего урока ученики высказывали своё мнение, они выразили желание продолжить работать таким образом. Вначале урока Гульнара провела разминку «Летний дождь», этот тренинг был проведён с целью настроя на работу и сближения учеников в классе. Детям понравилась эта разминка, когда они высказывали своё мнение учителю, то было видно, что Гульнара рада хорошим словам со стороны детей. Я увидела улыбку на её лице, это была первая победа при движении к поставленной цели. Затем с помощью цветных карточек были сформированы группы, ученики расселись за столы для того чтобы начать урок – обобщение по теме: Треугольники. Первое задание, которое было предложено ученикам, это задание на выполнение кроссворда, нужно было ответить на вопросы, тем самым получить ключевое слово. Учащиеся после обсуждения вопросов, получили ключевое слово, вписывали все слова в листок, спорили и доказывали что это правильные слова. Затем группы, проверив ответы у доски, сдавали листы учителю. По реакции Гульнары я поняла, что она доволна выполненным заданием. Следующие задания были творческого характера. Ученики вписывали треугольники в окружности и описывали их вокруг треугольников. При выполнении построений Гульнара ходила и наблюдала за тем, как это делают дети и не всегда была довольна, но не показывала этого, а тактично помогала и исправляла. Затем разбирали «Замечательные точки» и решали геометрические задачи. В конце урока, прослушав элементы занимательности, рассмотрели пространственные фигуры. Гульнара поощряла ответы учащихся, выслушивала любой ответ, давала возможность высказаться всем желающим детям, формативно оценивала. Дети очень активно работали как в парах, так и в группах. Наблюдая за работой учеников, я заметила активность некоторых, тех которые на предыдущем уроке сидели и занимались своими делами. А это, на мой взгляд, очень важно, когда ученики не читают, мало говорят, а общение у них происходит в «Агенте». Наблюдать было интересно, так как я тоже виду в этом классе физику и некоторых детей я увидела в другом ракурсе. Те ученики, которые раньше помалкивали, на уроке у Гульнары сидели и работали, вели диалог. Их желание говорить и общаться приятно удивило и показало, что Гульнара выбрала правильный путь к решению одной из своих проблем, а помогла в этом Программа второго уровня, новые подходы в обучении и эффективное применение групповой работы. Я после урока обратила внимание учителя на эти изменения. Также я обратила внимание на рефлексию, они писали своё мнение на стикерах, причём после выборочного прочтения, мы увидели, что многие ребята написали не только положительное, но и то, что не поняли некоторые моменты урока. Запись рефлексии на стикере – очень хороший приём, многие дети ещё не могут высказываться вслух о собственных неудачах, и это может помочь учителю проанализировать и сделать вывод по уроку. На одном из этапов урока Гульнара решила применить взаимооценивание по критериям, эта работа удалась не очень хорошо. После просмотра карточек мы увидели, что ученики не субъективно оценивали друг друга. Наверное, эта работа для них новая и трудная. Необходимо потом обратить на это внимание, чтобы Гульнара объяснила детям, как нужно оценивать. Я убедила Гульнару, что обратная связь необходима, так как определяет выбор стратегий, использованных на уроке, дифференцирует подход к отдельным учащимся. Хочется отметить, что возросла результативность уроков. При проверке работ Гульнара увидела небольшое повышение результатов (оценок). Большинство детей при рефлексии высказывали о понравившейся форме работы, проявили желание дальше работать в группах. На вопрос: «Какая из форм работы способствует наилучшему пониманию и усвоению нового материала?» ученики отвечали: «Мне понравилось работать в группах, потому что одноклассники могут помочь в решении задачи», «Я думаю, что сегодня мы узнали больше, и работать в группе было комфортнее». Гульнара увидела заинтересованность и радость детей после проведения урока, она поняла, что положительный результат можно добиться, если правильно поставить цели урока, быть дипломатом, хвалить детей даже за маленькие успехи. Очень приятно, что моя подопечная в наших беседах и в своём рефлективном отчёте отметила, что в дальнейшем будет продолжать интегрировать в обучение новые идеи и новые стратегии в ежедневную практику, обратившись ко мне с просьбой обеспечить её необходимой литературой и ресурсами. Решила перейти от традиционных уроков к урокам нового формата, которые удовлетворяют потребности учеников, получив маленькие положительные результаты, она уже сама не хочет работать по старому, и детям будет не интересно. В течение нескольких дней Гульнара посещала мои уроки. Наблюдая за организацией групповой работы, как я это делаю, Гульнара сказала, что уроки понравились. Я думаю, что она возьмёт все хорошее для себя. С подопечной у меня сложились дружеские отношения, способствующие профессиональному сотрудничеству. Гульнара Изимгалиевна очень коммуникабельный человек, поэтому мне с ней было очень комфортно работать. Она хорошо понимала меня, реагировала на мои просьбы. В период практики Гульнара познакомилась с различной методической и педагогической литературой, которую я ей предоставляла. Я считаю, что методика проведения уроков у моей подопечной изменилась в лучшую сторону. Это я поняла из беседы с Гульнарой, также это можно проследить через успехи её детей, они начали говорить, сотрудничали между собой, а значит, осваивали новый материал гораздо успешнее, уходили с урока улыбаясь, задерживались у стола учителя для выяснения интересующих вопросов. Для себя я тоже почерпнула положительные моменты, я стала рефлексировать, это даёт хороший результат, чтобы проанализировать изменения дальше, я стала лучше контролировать свои эмоции и вникать в проблемы моих коллег, чего не было ранее. В дальнейшем, когда я продолжу практику менторинга, я бы некоторые моменты изменила, попросила кого-нибудь снимать урок, а сама бы вела дневник наблюдений, больше возможностей проанализировать. Ещё можно было-бы попросить менти писать рефлективные записки после каждого урока. Вообще работа будет плодотворной, если один раз в неделю мы будем посещать уроки друг у друга и потом обсуждать что получилось а что нет. Систематическое наблюдение поможет в дальнейшей работе и моей и менти. Думаю, что наше сотрудничество продолжится с нового учебного года, тем более Гульнара Изимгалиевна не против. Мы с ней уже наметили вопросы , которые будем решать сообща, это диалоговое обучение на уроках. Ещё можно подключить к нашей работе других коллег с МО, посещение уроков с ними было бы полезно всем.
Используемая литература: 1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье. 2. Ресурсы 1 этапа «Лицом к лицу». Второй (основной) уровень. Издание третье.
|