|
Главная » 2014 » Ноябрь » 30 » Учебно-методический комплекс "Лесоводство"
06:19 Учебно-методический комплекс "Лесоводство" |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМЛЕКС УЧАЩЕГОСЯ
ДИСЦИПЛИНА «Лесоводство»
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Сурнина К.В.
Тематический план дисциплины
Таблица 1
Наименование разделов и тем Количество часов
всего в том числе
теор. лпз Тема 1. Понятие о природе леса 8 6 2 Тема 1.2 Основы экологии. 4 4 - Тема 1.3 Лес и среда 18 14 4 Тема 1.4 Возобновление леса. 8 6 2 Тема 1.5 Рост, развитие и строение леса. 6 4 2 Тема 1.6 Смена пород 4 2 2 Тема 1.7 Типы леса 4 2 2 Контрольная работа по разделу "Лесоведение" 2 2 - Итого 56 40 14
Раздел Лесоведение
Тема 1: «Природа леса» Представление: понятие «Лес» ученные лесоводы, история развития лесоводства «Учение о лесе» Г.Ф. Морозова Знания: характерные черты леса борьба за существование в лесу, естественный и искусственный отбор. Умения: отличать деревья, выросшие в лесу и на свободе.
План изучения темы
1. определение леса 2. значение леса 3. особенности лесных деревьев 4. характерные черты леса 5. борьба за существование
Перечень ключевых слов и терминов. 1. лес 2. крона 3. камень 4. естественное изреживание 5. откад 6. условия среды 7. искусственный отбор 8. дифференциация 9. элемент графического ландшафта
Контрольные вопросы.
1. Сформулируйте понятие о лесе. 2. Каково значение леса в разных областях народного хозяйства? 3. В чем заключается внешние отличия деревьев выросших в лесу и деревьев выросших на открытом месте? 4. Какие из деревьев выросших в лесу и на свободе начинают плодоносить раньше? 5. Перечислите характерные черты леса. 6. Что называют естественным изреживанием? 7. Какие растения погибают в борьбе за существование и почему? 8. В каком возрасте при хороших условия произрастания естественный отбор идет интенсивнее? 9. Кто разработал учение об естественном отборе? 10. С какой целью ведут искусственный отбор?
Тема: «Морфология леса» Представления: лес – как комплекс, состоящий из отдельных элементов лесной фитоценоз
Знания: перечень составных элементов леса определения каждого элемента леса значение каждого элемента в жизни леса
Умения: выделить элементы леса решать практические вопросы пользоваться справочной литературой План изучения темы. 1. насаждение 2. древостой 3. подрост 4. подгон 5. подлесок 6. живой почвенный покров 7. внеярусная растительность 8. лесная подстилка Перечень ключевых слов и терминов 1. Фитоценоз 2. Древостой 3. Насаждение 4. Главная порода 5. Второстепенная порода 6. Преобладающая порода 7. Сопутствующая порода 8. Подрост 9. Всходы 10. Самосев 11. Подгон 12. Подлесок 13. Живой напочвенный покров 14. Травяной покров 15. Моховой покров 16. Лишайниковый покров 17. Растительный опад 18. Лесная перетяжка 19. Ризосфера 20. Внеярусная растительность Контрольные вопросы. 1. Из каких основных компонентов (элементов) состоит лес? 2. Что называется насаждением? 3. Что называется древостоем? 4. Какая порода является главной, преобладающей? 5. В чем отличие между второстепенной и сопутствующей древесными породами? 6. Что называется подростом? 7. В каком возрасте молодые растения называют всходами, самосевом? 8. Что называется подгоном? 9. Какую роль играет подгон в жизни леса? 10. Что называется подлеском? 11. Каково положительное и отрицательное значение подлеска в жизни леса? 12. Перечислите подлесочные породы. 13. Что называется живым напочвенным покровом? 14. Какие растения относятся к внеярусной растительности и почему? 15. Что называется лесной подстилой?
Тема: «Признаки леса» Представление: о таксационных и природных признаках леса
Знания: перечень таксационных признаков насаждений определения каждого признака
Умения: определить признаки леса решать практические вопросы и задачи пользоваться справочной литературой
План изучения темы 1. происхождение 2. форма 3. состав 4. возраст 5. бонитет 6. полнота 7. густота 8. товарность 9. продуктивность 10. тип леса
Перечень ключевых слов и терминов. 1. происхождение 2. коренные насаждения 3. производные насаждения 4. семенное происхождение 5. вегетативное насаждение 6. поросль 7. отводки 8. корневые отпрыски 9. форма насаждения, простой и сложный древостой 10. ярусность 11. состав насаждения, чистый и смешанный древостой 12. долевое участие пород в пологе 13. формула состава 14. возраст древостоя 15. класс возраста 16. возвратные этапы 17. молодняк 18. жердняк 19. средневозрастной древостой 20. приспевающий древостой 21. спелый древостой 22. перестойный древостой 23. бонитет 24. класс бонитета 25. полнота 26. редина 27. сомкнутость крон 28. густота 29. товарность 30. класс товарности 31. продуктивность 32. тип леса 33. тип лесорастительных условий Контрольные вопросы. 1. Что понимают под происхождением древостоя? 2. Какие древостои по происхождению могут быть? 3. Перечислите отличительные признаки деревьев семенного и восстановительного происхождения? 4. Перечислите способы возникновения деревьев вегетативного происхождения. 5. Что такое форма древостоя? 6. В каком случае выделяют ярус древостоя? 7. Какие виды сомкнутости крон характерных для простого и сложного древостоя? 8. Что такое состав древостоя? 9. Какие по составу древостои бывают? 10. Что отражает формула состава? 11. Что такое возраст древостоя? 12. Чему равен класс возраста для хвойных, твердолиственных, мягколистных и кустарниковых пород? 13. Перечислите возрастные этапы. 14. Что такое бонитет и как он определяется? 15. Какая связь между классами бонитета и типами леса? 16. Что такое полнота, сомкнутость и густота древостоя и как эти показатели находят? 17. Что такое товарность древостоя и как она определяется? 18. Что такое продуктивность леса? 19. Что называется типом леса? 20. Напишите формулы состава древостоев: чистый сосновый древостой сосна составляет 80% запаса, береза – 20% ель составляет 98% запаса, осина – 2% пихта составляет 96% запаса, береза – 4% лиственница составляет 94% запаса, сосна – 6% ель – 60%, сосна – 30%, береза – 6%, осина – 3%, липа – 1%.
Тема 1. 2 «Экология леса» Представления: лес, как природная система учение В.И. Вернадского о биосфере Знания: экологические факторы составляющие биоценоза
Умения: применять знания экологии при решении лесохозяйственных задач
План изучения темы. 1. Лес как природная система 2. Контингенты биогеоценоза 3. Экологические факторы
Ключевые слова и термины 1. биогеоценоз 2. зооценоз 3. микробоценоз 4. фитоценоз 5. климатон 6. эдафотон 7. экоток 8. биоценоз 9. экология 10. экологические факторы 11. абиотические факторы 12. биотические факторы 13. антропогенные факторы
Контрольные вопросы 1. Что представляет собой схема взаимодействия компонентов биогеоциноза? 2. Что называется биогеоценозом? 3. Что изучает экология? 4. Перечислите три основные группы экологических факторов. 5. Какие факторы относят к абиотическим? 6. Какие факторы относят к биотическим? 7. Какие факторы относят к антропогенным? 8. Что такое экологические условия? 9. Для чего специалисту лесного хозяйства нужно знать экологическую обстановку леса? Тема 1.3 «Лес и климат» Представления: лес – единство организмов и среды определение климата типы климата зональность лесов Знания: влияние климата на лес и леса на климат природно-зональное районирование лесов Казахстана Умения: использовать знания поданной теме при решении лесоводственных вопросов
План изучения темы 1. Значение климата в лесоводстве 2. климатические зоны 3. природные зоны 4. зоны лесов стран СНГ.
Ключевые слова и термины 1. климат 2. климатические факторы 3. климатические зоны 4. климат тундры 5. климат тайги 6. климат смешанных хвойных и лиственных лесов 7. муссонный климат 8. климат степей 9. средиземноморский климат 10. климат зоны субтропических лесов 11. природные зоны 12. тундра 13. лесотундра 14. лесная зона 15. степь 16. пустынно-степная зона 17. пустыни 18. субтропическая зона
Контрольные вопросы 1. Что такое климат? 2. перечислите климатические факторы? 3. Что изучает экология? 4. По каким параметрам различаются леса, простирающие в разных климатических условиях? 5. Перечислите климатические зоны. 6. Что такое климатическая зона? 7. Каким температурным режимом и растительностью характеризуется каждая климатическая зона? 8. Что такое природная зона? 9. Сколько природных зон выделено на территории стран СНГ? 10. Перечислите природные зоны стран СНГ. 11. Каковы расположения, рельеф, климат, почва, тип растительности каждой зоны? 12. На сколько зон разделены леса стран СНГ? 13. Перечислите зоны лесов стран СНГ 14. Какие растения наиболее характерны для каждой зоны лесов стран СНГ?
Тема: «Лес и тепло» Представления: Значение тепла в жизни леса Влияние тепла на рост и развитие леса Знания: Источники тепла Вегетационный период Как влияют крайние температуры на растения Как защитить растения от влияния крайних температур Как относятся древесные породы к теплу, шкала Как влияет лес на температуру воздуха почвы Умения: Анализировать значение тепла в жизни леса и характер его влияния на лес Проводить меры защиты от неблагоприятного влияния на лес крайних температур Подобрать древесные породы в соответствии с лесорастительными условиями
План изучения темы 1. Значение тепла в жизни леса 2. Источник тепла 3. Влияние на лес крайних температур 4. Отношение древесных пород к температурным условиям 5. Влияние леса на температуру воздуха и почвы
Ключевые слова и термины 1. вегетация 2. выжимание 3. побивание заморозками 4. поздние весенние заморозки 5. ранние осенние заморозки 6. вымерзание 7. морозобойные трещины 8. опал шейки корня 9. ожог камбия 10. зимостойкость 11. морозоустойчивость 12. холодостойкость 13. теплолюбие 14. жаростойкость
Тема: «Лес и свет» Представления: Значение света в жизни леса Влияние света на растения Знания: Отношение древесных пород к свету Признаки светолюбия и теневыносливости древесных пород Особенности освещения в лесу Умения: Анализировать значение света в жизни леса и характер его влияния на лес. Использовать знание материала при решении лесоводственных задач. Подобрать ассортимент древесных пород в соответствии с условиями освещения.
План изучения темы 1. Значение света в жизни леса. 2. Признаки светолюбия и теневыносливости. 3. Отношение древесных пород к свету. 4. Особенности освещения в лесу. Ключевые слова и термины
1. Фотосинтез 2. фотопериодизм 3. светолюбие 4. теневыносливость 5. верхний свет 6. нижний свет 7. передний свет 8. задний свет 9. ажурность кроны 10. толщина кроны 11. быстрота роста 12. очищение ствола от сучьев 13. самоизреживание
Тема: «Лес и влага» Представления: Значение влаги в жизни леса Влияние осадков на рост и развитие растений Знания: Отношение древесных пород к влаге Источник влаги Водный баланс в лесу Гидрологическое значение леса Умения: Анализировать значение влаги в жизни леса Определять характер влияния влаги на лес. Использовать знание материала при решении лесоводственных задач. Подобрать ассортимент древесных пород в соответствии с гидрологическими условиями.
План изучения темы 1. Значение влаги в жизни леса. 2. Источники влаги. 3. Виды осадков. 4. Отношение древесных пород к влаге 5. Гидрологическое значение леса. Ключевые слова и термины 1. требовательность к влаге 2. потребность влаги 3. ксерофиты 4. мезофиты 5. гигрофиты 6. снеголом 7. снеговал 8. ожеледь 9. иней, изморозь 10. вертикальные осадки 11. горизонтальные осадки 12. твердые осадки 13. дождь 14. снег 15. град 16. роса 17. туман 18. уровень грунтовых вод 19. поверхностный сток 20. глубинный сток 21. транспирация 22. засуха 23. тургор
Тема: «Лес и воздух. Лес и ветер» Представления: значение составных частей воздуха в жизни растений состав воздуха влияние ветра на лес Знания: влияние загрязнения атмосферы на жизнь леса шкала газоустойчивости растений фитоцидность растений влияние леса на скорость и направление ветра конструкции защитных лесных полос Умения: анализировать значение состава и движения атмосферного воздуха в жизни леса подобрать ассортимент древесных растений в соответствии с условиями загазованности атмосферы.
План изучения темы 1. состав атмосферного воздуха 2. значение составных частей воздуха в жизни растений 3. газоустойчисвоть растений 4. влияние леса на состав атмосферного воздуха 5. влияние ветра на лес и леса на ветер 6. защитные лесные полосы
Ключевые слова и термины 1. атмосфера 2. кислород 3. углекислый газ 4. серный и сернистый ангидрид 5. окислы меди, свинца и цинка 6. пыль, копоть 7. гакзоустойчивость растений 8. фитонциды 9. скорость ветра 10. опыление 11. ассимиляция 12. распространение семян 13. ветровал 14. бурелом 15. сбежистость ствола 16. эксцентричность 17. охлестывание 18. ветроупорная опушка 19. защитные лесные полосы 20. плотная конструкция 21. ажурная конструкция
Тема: «Лес и почва» Представления: Значение почвы в жизни леса Влияние механического сотава почвы на лес Содержание в почве и потребление растениями азота и зольных веществ Источники обогащения почвы азотом Знания: Потребность и требовательность растений к плодородию почвы Шкала требовательности древесных растений к плодородию почвы Типы лесной подстилки Почвоулучшающие и почвоухудшающие растения Умения: Анализировать механический состав и плодородие почвы на рост и развитие насаждения Подобрать ассортимент древесных пород в соответствии с почвенными условиями.
План изучения темы 1. значение почвы в жизни леса 2. отношение древесных пород к плодородию 3. типы лесной подстилки 4. пути улучшения лесных почв
Ключевые слова и термины 1. Механический состав почвы 2. материнская порода 3. плодородие почвы 4. бонитет 5. макроэлементы 6. микроэлементы 7. потребность растений в азоте 8. требовательность растений к плодородию почвы 9. олиготрофы 10. мезотрофы 11. мегатрофы (эутрофы) 12. мулль 13. модер 14. мор 15. почвоулучшающие растения 16. почвоухудшающие растения 17. ацидифилы 18. кальциефобы 19. кальциефилы 20. азотособиратели
Тема 1.4 «Возобновление леса» Представления: определение возобновления леса учет и оценка естественного возобновления леса Знания: виды и способы возобновления леса периоды, слагающие успешность семенного возобновления признаки порослевого возобновления преимущества и недостатки семенного и вегетативного леса Умения: определить и вид и способ возобновления дать оценку успешности естественного возобновления определить благонадежность подроста работать со справочной литературой
План изучения темы 1. Виды и способы возобновления 2. семенное возобновление 3. вегетативное возобновление 4. преимущества и недостатки семенного и вегетативного возобновления
Ключевые слова и термины 1. Возобновление 2. естественное возобновление 3. семенное возобновление 4. вегетативное возобновление 5. возраст возмужалости 6. семенные годы 7. этапы плодоношения 8. поросль 9. корневые отпрыски 10. отводки 11. гнездовое расположение стволов 12. саблевидный изгиб 13. Одностороннее развитие кроны и корневой системы.
Тема 1.5 «Рост, строение и развитие леса» Представления: Определение роста и развития Взаимоотношения деревьев в лесу Дифференциация деревьев в лесу Знания: Классификация Крафта Классификация Нестерова Хозяйственные категории деревьев Умения: Использовать закономерности роста и развития при решении лесохозяйственных задач. Оценить деревья в лесу согласно классификациям по росту и развитию.
План изучения темы 1. Понятие о росте и развитии. 2. Классификация деревьев по росту и развитию.
Ключевые слова и термины 1. рост 2. развитие 3. дифференциация 4. господствующие деревья 5. согосподствующие деревья 6. угнетенные деревья 7. отставшие в росте деревья 8. отмирающие и мертвые деревья 9. сильного роста деревья 10. замедленного роста деревья 11. быстрого развития деревья 12. замедленного развития деревья 13. лучшие деревья 14. полезные деревья 15. подлежащие удалению деревья Контрольные вопросы 1. Что называется ростом? 2. Что называется развитием? 3. Как взаимосвязаны рост и развитие? 4. Как выражается дифференциация деревьев в лесу? 5. Что взял за основу Крафт при создании классификации? 6. Какие классы деревьев выделил Крафт? 7. Для каких насаждений применима классификация Крафта? 8. Что лежит в основе классификации Нестерова? 9. Какую классификацию используют при проведении рубок ухода?
Тема 1.6 «Смена пород» Представления: Классификация смен пород Варианты смены пород Знания: Сущность смены пород Причины смены пород Регулирование смены пород Умения: Прогнозировать возможные варианты смены пород Определять факторы способствующие и препятствующие смене пород
План изучения темы 1. понятие о смене пород 2. причины смены пород 3. варианты смены пород 4. регулирование смены пород
Ключевые слова и термины 1. смена пород 2. главная порода 3. нежелательная смена пород 4. второстепенная порода 5. фитоценоз 6. факторы воздействия 7. межвидовая и внутривидовая борьба 8. преобразование ценозов 9. регулирование смены пород 10. содействие естественному возобновлению
Тема: «Лесоводственная оценка насаждений»» Представления: состав древостоев форма древостоев возраст Знания: условия образования чистых и смешанных древостоев причины формирования простых и сложных древостоев возрастные этапы в жизни леса Умения: давать лесоводственную оценку насаждению, подгону, подпилу
План изучения темы 1. чистые и смешанные насаждения 2. простые и сложные насаждения 3. подгон и подлесок 4. возрастные этапы
Ключевые слова и термины 1. чистые древостои. 2. смешанные древостои 3. видовая борьба 4. простые древости 5. сложные древостои 6. возрастные этапы 7. всходы 8. самосев 9. абсолютно одновозрастные древостои 10. относительно одновозрастные древостои 11. разновозрастные древостои 12. ступенчато-возрастные древостои 13. циклично-разновозрастные древостои
Тема 1.7 «Лесная типология» Представления: история развития лесной типологии учения о типах леса Знания: определение типа леса классификация типов леса П.С. Погребняка классификация типов леса Сукачева В.Н. Умения: использовать знание материала при решении лесоводственных вопросов по организации побочного использования, очистки лесосек, мероприятий по восстановлению леса и пр.
План изучения темы 1. История развития лесной типологии 2. учение Г.Ф. Морозова о типах леса 3. классификация типов леса П.С. Погребняка 4. Классификация типов леса В.Н. Сукачева
Ключевые слова и термины 1. тип леса 2. типы условий произрастания 3. эдафическая сетка 4. эдатопы 5. трофотопы 6. гигротопы 7. фитоценотический ряд 8. растительные ассоциации 9. плодородие и влажность почвы 10. бор 11. суборь 12. согра 13. рамень 14. дубрава 15. судубрава
Вопросы для контрольной работы №1
1- вариант 1. Лес и влага 2. Возобновление леса (схему) 3. Смена древесных пород 4. Определите густоту елового древостоя третьего класса бонитета в возрасте 40 лет, если число стволов I-III классов роста на пробной площади 0,25 га 720 штук. 5. Решение задачи
2- вариант 1. Лес и свет 2. Семенное естественное возобновление 3. Рост, развитие и строение леса 4. Написать формулу состава насаждения: дуб составляет 80% запаса насаждения, ясень 20%, имеются единичные деревья клена остролистного, полнота – 0,8, второго класса бонитета, средневозрастное насаждение. 5. Решение задачи
3- вариант 1. Лес и тепло 2. Вегетативное возобновление 3. Типы леса 4. Определите густоту елового древостоя третьего класса бонитета в возрасте 40 лет, если число стволов I-III классов роста на пробной площади 0,5 га 900 штук. 5. Решение задачи
4- вариант
1. Лес и почва 2. Учет и оценка подроста 3. Классификация деревьев в лесу 4. Написать формулу состава насаждения: дуб составляет 60% запаса насаждения, ясень 40%, имеются единичные деревья клена остролистного, полнота – 0,8, второго класса бонитета, средневозрастное насаждение. 5. Решение задачи
Задачи к контрольной работе №1 по предмету «Лесоводство» (Сквозная задача по предметам «Лесоводство» и «Лесная таксация»)
Внутрипредметные связи: Данная задача базируется на знаниях, умениях и навыках полученных при обучении по предметам: «Лесоводство» по теме «Элементы и признаки леса» стр. 119-130 В.Г. Атрохин, Г.В. Кузнецов «Лесоводство» Москва «Агропромиздат» 1989 г.
Межпредметные связи: Данная задача базируется на знаниях, умениях полученных при обучении по темам: «Математика» по теме «Сумма, произведение и разность»; «Таксация лесных насаждений» стр. 78-97 А.В. Вагин, Е.С. Мурахтанов, А.И. Ушаков, О.А. Харин «Лесная таксация и лесоустройство» Москва. Издательство «Лесная промышленность», 1978 г.
1- вариант
Определить класс возраста, запас насаждения и написать формулу состава. Исходные данные: f-0,485 Порода, происхождение, возраст Средняя высота Сумма площадей сечений м2/га Дуб семенной 90 лет 24 23 Ясень семенной 90 лет 23 3 Липа порослевая 40 лет 16 9
2- вариант
Определить класс возраста, запас насаждения и написать формулу состава. Исходные данные: f-0,439 Порода, происхождение, возраст Средняя высота Сумма площадей сечений м2/га Сосна семенная 200 лет 28 12 Береза порослевая 50 лет 25 8 Ель семенная 200 лет 24 14 Ель семенная 40 лет 16 4
3- вариант
Определить класс возраста, запас насаждения и написать формулу состава. Исходные данные: f- 0,485 Порода, происхождение, возраст Средняя высота Сумма площадей сечений м2/га Дуб семенной 90 лет 29 27 Граб семенной 80 лет 28 7 Лещина порослевая 40 лет 21 11
4- вариант
Определить класс возраста, запас насаждения и написать формулу состава. Исходные данные: f-0,439 Порода, происхождение, возраст Средняя высота Сумма площадей сечений м2/га Сосна семенная 120 лет 21 12 Осина порослевая 30 лет 9 8 Ель семенная 40 лет 6 4
|
Просмотров: 1331 |
Добавил: surninakseniya25122009
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|