Открытый урок по теме: «Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане». Автор: учитель истории Каламов Ж.А На уроках истории применение элементов дебатов по формату Карла Поппера, где присутствует тез и антитез, дает возможность привлечь больше учащихся и развивать у них умение слушать своего оппонента и выдвигать обоснованно и аргументировано свою точку зрения. Развивать умение анализа, сравнения и синтеза, т.е. критического мышления. В 9 классе был проведен урок с использованием элементов дебатов по теме « Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане». Мы много говорим о значении коллективизации для Казахстана. И на уроках попытались до максимума привести факты, говорящие об отрицательном и положительном значении коллективизации. Цель: Сформировать целостное представление о коллективизации и ее последствиях, закрепление материала. Задачи: Образовательная: Определить общие подходы и тенденции в освещении проблемы и дать объективную оценку событиям. Развивающая: Развитие навыков выявления причинно-следственных связей, индивидуальной и коллективной форм работы, моделирования исторических фактов. Воспитательная: Воспитание чувства ответственности перед лицом истории. Класс разбиваем на группы. Утверждение: Коллективизация положительно отразилась на развитие Казахстана. Опровержение: Коллективизация отрицательно сказалась на развитие Казахстана. 1 гр. – утверждение 2 гр. - опровержение 3 чел. (2мин) ↗↖ 3 чел. (2 мин) 3 мин. 4 гр. (3 мин) 5 группа – блиц опрос – 5 мин Судейство. Группа делает в конце подробный анализ игры: выступлении, вопросов, ответов 10 мин. Резюме учителя Таймспикер Вопросы, освещенные группой утверждения 1. Причины коллективизации – кризис хлебозаготовок, «советизация аула» Ф.И.Голощекина. Планы по Коллективизации. Идея создания «строя цивилизованных кооператоров» составная часть строительства социализма… В развитии кооперативного движения на селе провозглашались принципы добровольности, самостоятельности, материальной заинтересованности, поэтапного перехода крестьян к высшим формам крестьянского кооперирования. При этом считалось необходимым принимать во внимание силу примера, степень развития материально-технической базы, традиции простых форм крестьянской кооперации в прошлом и другие факторы. А на самом деле:… Идея коллективизации с/х с самого начала была дискредитирована жесточайшим тотальным террором. Коллективизация форсировалась без учета местных условий, необходимой предварительной подготовки, преимущественно административными методами. Поступали указания об ускорении темпов сплошной коллективизации в кочевых аулах. 2. Положительные стороны 1. В результате принятых мер в годы второй пятилетки колхозы и совхозы Казахстана стали развиваться. Они получили новейшую по тем временам отечественную сельскохозяйственную технику. Особое внимание было уделено подготовке кадров трактористов и комбайнеров. 2. За период пятилетки заметно увеличились посевные площади и поголовье скота. Расширились посевы таких культур, как хлопок и сахарная свекла. 3. Создание в Казахстане строя цивилизованных кооператоров, избавление от феодально-байской кабалы и разорения было явлением прогрессивным. Аул почувствовал «веяние октября». 4. За счет средств поступивших от «Конфискации (раскулачивания) и выселения крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов» появились дополнительные средства на реализацию Индустриализации. 5. Коренное населения перешло от традиционного кочевого образа жизни с экстенсивным производством к оседлому образу жизни. 6. Крепло сообщество крестьян переселенцев и автохтонной нации, за счет создания артелей, ТОЗов и других форм коллективного хозяйства. Группа опровержения приводит обратные данные по всем этим вопросам: 1. Нарушение принципа добровольности и элементарной законности с самого начала приняли повсеместный характер. Излюбленным средством особенно рьяных «коллективизаторов» было огульное зачисление колеблющихся в так называемые подкулачники. В их разряд были отнесены тысячи зажиточных и середняцких хозяйств. Только в 1929 году в республике привлекались к ответственности 56498 крестьян, из них 34 тыс. были осуждены. 2. Повсеместно имело место незаконное осуждение и конфискация скота у бедноты и середняцких хозяйств, лишение прав на собственность, насильственное выселение с места постоянного проживания. За период с 1929 года по 1933 г. тройкой ПП ОГПУ по Казахстану, по неполным данным, рассмотрены 9805 дел и приняты решения в отношении 22 933 лиц, из них к высшей мере наказания – расстрелу – были приговорены 3386 человек, заключению в концлагеря на срок от 3 до 10 лет – 13151 человек. 3. В 1930-1932 гг. разразился голод. Потери от голода, эпидемий и других лишений составили 40% населения. Из 6,2 млн. жителей республики погибли от голода около 2,1 млн., в том числе потери некоренного населения составили 0,4 млн. человек. Численность казахов была восставлена спустя почти 40 лет, в 1969 году.… 4. За пределы республики мигрировали свыше одного миллиона казахов, из них 616 тыс.-безвозвратно и 414 тыс. впоследствии вернулись в Казахстан. 5. Край, считавшийся крупной базой животноводства на востоке страны, на долгие годы оказался в числе второразрядных регионов. На 1 января 1933 года в республике насчитывалось всего 4,5 млн. голов скота, тогда как накануне коллективизации было 40,5 млн. голов. 6. Сталинская модель коллективизации с/х вызвала ожесточенное сопротивление крестьян. Оно приняло различные формы: - уход в города и на стройки; - откочевки в другие регионы; - убийство активистов колхозного движения, партийных, советских, комсомольских работников, судебных исполнителей; - создание вооруженных отрядов; - в 1929-1931 гг. в Казахстане прошла волна вооруженных выступлений. 3-4 группы заранее готовят перекрестные вопросы и их задача – создать перевес в ходе игры на свою сторону ( 3 группа помогает команде утверждения, 4 группа – команде опровержения) 5 группа – блиц – опрос. 10 вопросов по теме каждой команде спикеров.
Вывод. Оценки.
Работа с одаренными детьми.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одними из важнейших аспектов деятельности школ, а поэтому методическая служба учебного заведения предлагает научение педагогов методам диагностирования «одаренности»: - познавательные способности (память, мышление, наблюдательность, речевое развитие); - волевые черты характера (произвольное внимание, настойчивость в работе, организованность); - мотивы учения (любознательность, трудолюбие, самоутверждение, ответственность, одобрение); - креативный потенциал (оригинальность в решении обучающе-познавательных задач, вопросов, целенаправленность в выборе видов деятельности, интенсивность умственного труда); - мировоззренческие ценности (высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля); - мировоззренческие ценности (высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля). Предлагаемый вариант работы с одаренными детьми предполагает обновление и расширение содержания образования, дифференциацию и индивидуализацию обучения, сотрудничество с научно-практическим центром «Ертіс Дарыны». Под системой такой работы понимается совокупность воспитательно-образовательных мероприятий как урочного, так и внеурочного характера, в их взаимосвязи и взаимодействии при саблюдении этапов научения (сенсорное, моторное, когнитивное научение). Если по мере взросления ребенка могут исчезать признаки одарености, то уровни научения не теряют своего значения, чем и объясняется трехэтапная внутришкольная работа содаренными детьми: I этап – сентябрь-ноябрь, учет успехов ученика в какой-либо деятельности. II этап – ноябрь -декабрь, индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка. III этап – февраль – апрель, выявление качественно высокого уровня умения, самостоятельности суждений школьника. В промежутках между этапами – сессия любознательных ( ноябрь), сессия интересующих (январь), сессия интеллектуалов и мастеров (июнь). В «тетради учета индивидуальной успешности ученика» при определении конкретной области его интересов фиксируется целенаправленное расширение знаний учителем-предметником. Что касается выявления одаренных детей до 8 класса, то планомерно и систематично поддерживается их развитие на протяжении семи лет без акцента на какую-либо область науки, обеспечиваю тем самым качественное самоопределение ребенка. Развитие у учащихся научно-исследовательских навыков в полной мере осуществляется в 8-11 классах. Регулирование и коррекцию образовательных процессов осуществляет заместитель директора школы по науке и методической работе, подбор заданий повышенного уровня сложности, обобщение и систематизацию результатов деятельности учителей по работе с одаренными детьми – руководитель методического объединения. Организация индивидуальной работы, корректировка и усовершенствование образовательных программ, использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – функции учителя. Соответствующее управление движением к заданной цели, взаимодействие управляющей и управляемых сторон, направленное на достижение качественно новых результатов в подготовке интеллектуального потенциала осуществляет директор школы.
Терроризм, его суть
Как он возник, есть ли в нем рациональное зерно, прогрессивная сила? Терроризм есть криминальный и политический. Терроризм – политика устрашения, подавление противников насильственными мерами, террористическими актами, вплоть до их физического уничтожения. Рассмотрим политический. Он является оружием деятельности какой-либо оппозиционной организации. Целью является применение насилия для запугивания правительства и населения для достижения каких-либо уступок. А то и вовсе желание взять власть в свои руки. Раньше выделяли по идеологической ориентации правый (неофашистский, правоавторитарный) и левый (революционный) анархический терроризм. Отдельным видом является религиозный терроризм. Как правило, после каждого террористического акта его авторы и исполнители берут ответственность за него, с целью привлечь внимание общественности к своей организации и ее требованиям. В американском прецеденте никто не взял на себя ответственность, но здесь явно предполагается участие неких мощных структур, обладающих огромными ресурсами (денежными и техническим). Это не отдельные государства или транснациональные корпорации, которые опутали мир и правительства многих государств своими щупальцами. Сегодня, по данным спецслужб, в более чем 70 странах мира действуют около 500 групп и организаций, использующих в своей деятельности методы массового террора. Высшей формой терроризма является экстремизм- приверженность к крайним мерам вплоть до преступных. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ – «Талибан» «Талибы» - это «ищущие знаний» выпускники – слушатели мусульманских духовных семинарий, возникли не сразу (1994). Основу Вооруженных сил движения «Талибан» составляют бывшие военнослужащие регулярной пакистанской армии, этнические пуштуны. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АМБИЦИИ ТАЛИБОВ Они жаждут международного признания, но установления дипломатических отношений добились лишь с Пакистаном, ОАЭ ( Эмираты) и Саудовской Аварией. 19 ноября 1999 года Совет Безопасности ООН одобрил введение экономических санкций против режима талибов. У талибов огромные территориальные аппетиты. В1996 году духовному лидеру талибов мулле Омару присвоен титул Халифа «Амир-аль-Муминин». В прошлом обладатель такого титула становился повелителем всех мусульман мира, которые присягали ему на верность. Талибы имеют идею объединения всех мусульманских стран в единый, неделимый исламский халифат. Главной отраслью экономики Афганистана стал государственный наркобизнес. По данным ООН на контролируемой территории талибанами производятся до 40 % всего опиума-сырца, поступающего на мровые рынки (35 млн. тонн в год). США с момента возникновения «Талибана» поддерживали материально это движение, увидев в нем будущих хозяев Афганистана. По иронии судьбы США сегодня воюют со своими детенышами. Афганистан в 2000 г. До 75% общего рынка опиума обеспечивал за счет посадок на своей территорий. Лидеры «Талибана» приравняли выращивание и употребление наркотиков к религиозному греху. • Первое слово, сказанное Всевышним в Коране – «Читай!» Талибы запретили книги. • Террористы пошли против Корана, согласно которому, если вам и ваше религии не объявили войну, если не вторглись на вашу территорию – вы не имеете права совершить убийства. • Ислам категорически запрещает убивать тех, кто с вами не воюет – женщин, детей, стариков и даже мужчин, если у них нет в руках оружия. • Распространено неверное мнение, что мусульманин готов совершить самоубийство в любую минуту ( камикадзе 11 сентября). В Коране говорится: «И не убей ты душу, что Господом твоим освещена была». Если мусульманин берется распоряжаться своей жизнью, он перестает быть мусульманином. • Ислам не может быть насажден с помощью бомб и автоматов, он должен насаждаться лишь мягкостью и мудростью.
ВАХХАБИЗМ Вооружены доктриной «чистого ислама» -настойчиво подчеркивается идея непосредственно приближения к Богу в противовес сложной иерархии многочисленных пророков и святых, традиционных мусульманам Средней Азии. Мысль об упрощенном пути прямо к Аллаху оказывается созвучной чаяниям обездоленных масс, страдающих от множества бюрократических инстанций в мирской жизни. Эта мысль весьма эффективна в силу своей простоты и доступности. Очень просто отождествить желание людей преодолеть стоящую перед ним кучу инстанций (уровень, образования, профессиональных навыков, близость к властным структурам) в ходе обретения достойной жизни с надеждой обрести наиболее простой и прямой путь к вершинам благочестия. Ваххабита отождествляют с экстремизмом, в виде агрессивного боевика. Но в реальности люди встречаются с ваххабитами, внимательными к заботам людей, поражающими своей осведомленностью в вопросах ислама и верой в свою правоту. Ваххабит – это не бородач с автоматом, а, как правило, образованные люди, неудовлетворенные состоянием религиозности в обществе. Сейчас людям кажутся непривычными принципы жизни устройства, которые проповедуют ваххабиты: - строгое соблюдение намаза; - ограничение в личном обиходе; - пренебрежение к местным святым; - отсутствие признаков веселья (музыки) во время торжеств. Термин «ваххабит» описывает религиозную практику людей, настаивающих на том, что их путь – самый чистый по сравнению с другими течениями нетрадиционного ислама. Ваххабизм - это официальная религия Саудовской Аравии. Это исламский социализм, реформаторское движение, которое устраняет бюрократически аппарат религиозных иерархов и позволяет каждому верующему обращаться сразу к Богу, минуя всяких посредников. Кроме того, значительно упрощается само понимание ислама, основой которого является установление справедливости. В борьбе за справедливость поощряются любые методы насилия, включая физическое уничтожение неверных. Это идеология не имеет национальной окраски и идеально подходит для военных действий. Это идеология бросает верующего на смерть, унося с собой жизни неверных, ибо смерть в бою гарантирует место в раю.
БРАТЬЯ ПО ВЕРЕ
Противостояние исламской и православной цивилизаций наблюдается в 3 регионах планеты: на Балканах, Кавказе и в Центральной Азии. На Балканах с 90-х годов идет война, связанная с развалом Югославии. Изначальной причиной этих столкновений является политика Запада. После развала Варшавского договора натиску ПАТО на Востоке мешала Югославия. Ее стали бомбить. Бомбы разрушили не только Белград, но и политическую систему страны, а следствием стали войны между албанцами, боснийцами и сербами. На Кавказе противостояние религий в наиболее драматической форме проявилось в Чечне. Изначальная причина – распространение западной культуры. «Перестройка» 1985 г. Привела к распространению западных стандартов (многопартийность, плюрализм и т.д.). По сути, перестройка является своей версией вестернизации (распространения Запада). В Центральной Азии – война между сторонниками традиционных и нетрадиционных культур. Традиционная – ислам, нетрадиционная – православие и западная культура. Эти столкновения происходят в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии. Можно ли найти пути примирения великих религий, великих цивилизаций? Ответ надо искать в том, что их объединяет, какие у них общие корни. Рассмотрим их:
ОБЩНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Между исламской и православной цивилизациями существует общность в сфере религии, расовых отношений, геополитики. Религиозная общность – обусловлена тем, что обе цивилизации выражают чистую традицию, обе являются священными, «нехристианство» не есть «антихристианство» Библейские образы головы(христианство) и сердца (мусульманство) – это различные органы одного тела, между ними не существует противоречия. Обе части тела (или религии) нуждаются друг в друге и не отрицают друг друга. Расовая общность связана с тем, что большая часть мусульман относится к индо – средиземскому типу, а большая часть православных к центрально – европейскому типу. Эти типы наиболее близки между собой с точки зрения антропологии, одинаково воспринимают окружающий мир, существуют факторы «общей крови», общих предков. По сути индо-средиземноморцы и центрально-европейцы образуют единый антропологический феномен. Поэтому войны между чеченцами и русскими, албанцами и сербами и др. являются братоубийственными войнами. Между исламской и православной цивилизациями существует геополитическая общность, они принадлежат к одному цивилизированному типу. Гармония цивилизаций. Отсутствие противоречий между этими двумя цивилизациями является условием их мирного существования. Изучение и анализ показывают, что в отношениях между исламской и православной цивилизациями не существует объективных оснований для вражды и конфликтов, но существует объективные основания для мира и гармонии. Неспособность оценит объективные основания, поверхностное отрывочное восприятие реальности ведет к появлению недоверия, взаимной ненависти. Вычленение и эмоциональная оценка отдельных негативных фактов исламо-православной истории, неспособность глубокого их осмысления ведет к формированию «образа врага», т.е. способствует нагнетанию настроений взаимной ненависти. Необходим новый подход к религиозным исламо – православным отношениям: - осмысленная оценка религиозной общности в религиозной, расовой, геополитической сферах; -формирование механизма нестандартных политических решений. Противоречива и роль религии в современном мире. Одной из наиболее острых проблем, истоки которой восходят еще к средневековью, является проблема религии и войны. «Священной», угодной Богу провозгласили противоборствовавшие Иран и Ирак войну 1980 г., в которой погибли тысячи людей. Или вот другой пример. В 80-х гг. возникло движение сикхов ( религиозная индийская община) за создание национального государства Халистан. В борьбе за претворение в жизнь этой идеи они прибегали к организации политических убийств. Жертвами сикхских террористов стали ни в чем неповинные граждане, религиозные и общественные деятели. В числе их чудовищных злодеяний убийства премьер-министров Индии Индиры и Раджива Ганди. Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой – проповедует (по крайней мере, это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действии даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях (как в ситуации с сикхами) она способствует агрессивности верующих, разъединению даже противоборству. Гармония ислама и христианства на теологическом уровне может стать основой взаимных отношений между священной исламской и священной христианской цивилизациями.
|