Типичные ошибки учащихся по истории Казахстана и их предупреждение как путь повышения качества знаний и результатов ЕНТ. - История и география - Каталог файлов - Сайт творческих учителей Казахстана

Воскресенье, 04.12.2016, 15:13
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогика и психология [8]
ИЗО и черчение [6]
Русский язык и литература [36]
Казахский язык и литература [61]
Иностранные языки [22]
Физика и математика [64]
Химия и биология [25]
История и география [26]
Технология труда и экономика [18]
НВП и физкультура [11]
Музыка и пение [9]
Начальная школа [47]
Внеклассная работа [6]
Самопознание [5]
Информатика [15]
Основы права [1]
Воспитательный час [6]
Доклады [6]
Авторские программы [6]
Работы учеников [2]
Нормативная база [1]
Презентации [10]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 343
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Файлы » История и география

Типичные ошибки учащихся по истории Казахстана и их предупреждение как путь повышения качества знаний и результатов ЕНТ.
17.12.2014, 10:50
История – устный предмет, поэтому главное здесь не механическое запоминание материала, а его понимание и чёткое представление.

Ученик должен уметь оперировать своими знаниями, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, выявлять общее и особенное в исторических явлениях, оценивать деятельность исторической личности, самостоятельно обобщать и рассматривать исторические явления в синтезе.

История — это предмет, синтезировавший в себе элементы других предметов, таких как математика, физическая и экономическая география, русская и казахская литература, казахский, русский и английский языки, предметы естественных наук. Также история Казахстана тесно переплетена со Всемирной историей. Поэтому нельзя ни в коем случае игнорировать межпредметные, межкурсовые и внутрипредметные связи на уроках истории.

Главной составляющей в знании предмета истории Казахстана был и остается УРОК.

Высокое качество урока - главное условие качества знаний учащихся. Урок истории должен быть содержательным, нескучным, увлекательным, полным открытий, быть аккумулятором мыслей и идей, надолго остаться в памяти учащихся.

Различные методы и формы уроков помогут учителю добиться качества урока. Урок истории – это не автоматический пересказ текста параграфа учителем, а затем учениками, это, в первую очередь, большая мыслительная аналитическая работа в течение 45 минут.
Ученики превращаются в юных исследователей, они должны не только отвечать на вопросы, но уметь их задавать. Такое умение помогает формировать у учащихся синтезированнные знания, ведь без этого знания учащихся будут представлять собой фрагментарную мозаику: что-то знаем, но почему это случилось, к чему это привело – не знаем.
Психологи считают, что «лоскутное» знание материала не позволяет хранить его долго в памяти, оно быстро забывается.
В последние годы участники ЕНТ показывают невысокие знания по истории Казахстана, что говорит о проблемах в освоении данного предмета школьниками.
Анализируя результаты ЕНТ текущего года, прошлых лет, а также пробных тестирований, можно заметить, что учащиеся допускают в тестах одни и те же часто встречаемые ошибки.
Выявленные типичные ошибки учащихся можно поделить условно на отдельные группы по их происхождению. Рассмотрим некоторые из них.
Типичные ошибки по истории Казахстана по результатам ЕНТ, ВОУД и контрольных тестирований можно сгруппировать следующим образом:
– связанные с локализацией объектов исторических событий в пространстве;
– связанные с затруднениями в знаниях причинно - следственных связей исторических явлений;
– связанные с затруднениями в определении терминов, понятий, титулов правителей, названий племен;
– связанные с хронологией исторических явлений;
– связанные с деятельностью исторических личностей, представителей культуры;
– связанные с цифровыми данными и фактами из истории.
Типичные ошибки, связанные с локализацией объектов исторических событий в пространстве.
Где потерпел поражение и погиб Исатай Тайманулы? В Майтобе (прав. ответ - Акбулак)
Куда уходит Сырым Датулы, спасаясь от карателей? В Россию (прав.ответ - в Хиву)
В результате карательных мер царской власти участники восстания 1916 года Жетысуйской губернии ушли в ...? В Узбекское ханство (прав.ответ -в Китай)
Центром управения Туркестанским краем согласно положения 1886г.был определен город...? Оренбург (Ташкент)
На какой реке находилась ставка Кимакского каганата? На Сырдарье (Иртыш)
В годы правления хана Есима Бухарский хан стремился изгнать казахов за реку...? За Урал (Сырдарью)
Из Отрара Великий шелковый путь шел вдоль Сыр-Дарьи на север в...? в Среднюю Азию (в Золотую Орду)
В какой части Казахстана было сосредоточено оседло-земледельческое и городское население в XV-XVII вв.? В Центральном Казахстане (Южный Казахстан)
В период правления Сулу кагана Тюргешский каганат противостоял на западе...? Китаю (арабам)
Столица Золотой Орды Сарай- Бату находилась на реке...? Урал (Волга) и др.
Захватнические действия Яицкого казачества вызвали недовольство казахов...? Среднего жуза (Младшего жуза)
– Причины:
1.На уроках в среднем звене при изучении нового материала не уделяется должное внимание работе с исторической картой.
2. В подготовке к урокам учителем не планируются межпредметные связи с географией.
3. Учащиеся не считают важным знание географических месторасположений исторических объектов, хотя по ПГУ можно предположить, например, особенности ведения хозяйства государства и др.
4. Учащиеся затрудняются представить себе месторасположения древних и средневековых государств, так как их на территории Казахстана было много в разное время.
– Пути решения проблемы:
На каждом уроке как при изучении нового материала, так для закрепления, начиная с 5-го класса, приучать учеников к работе с исторической и контурной картой. Это такое же пособие как и учебник, поэтому работать надо с картой постоянно.
На начальном этапе обучения детям еще трудно представлять мысленно месторасположение регионов Казахстана, но постепенно, начиная с 8-го класса, можно будет переходить на схематические изображения.
Знание исторической карты и умение с ней работать — важная деталь в подготовке к ЕНТ.
Типичные фактологические ошибки, связанные с затруднениями в знаниях причинно - следственных связей исторических явлений
– 1. Какова причина разделения гуннов на северных и южных? Нашествие китайцев (междоусобицы)
2. При рамещении в годы войны эвакуированных предприятий, прежде всего, требовалось? Превращение Казахстана в крупную сырьевую базу (сверхсрочная добыча военной продукции)
3. Одной из главных причин угасания жизни городов на юге Казахстана в 17-18 веках являются...? междоусобицы ( нашествия джунгар)
4. Военная демократия находилась на стадии разложения у усуней, кангюев, гуннов, сарматов или огузов? У сарматов ( у огузов)
5. Главной причиной крупномасштабной демобилизации воинов из рядов Советской Армиив 1945-1948гг. стало...? выступления народа (острая нехватка рабочих рук)
6. Индустриальное развитие республики после Великой Отечественной войны стимулировало, прежде всего, ...? развитие городов (расширение транспортной сети)
7. Основная причина восстания 1916года? Указ царя от 25 июня1916года (земельная политика царизма )
8. Какие действия Кенесары изменили характер восстания? Действия карательных отрядов (вторжение в киргизские земли)
9.По какому принципу формировались отряды в Пугачевской войне 1773-1775гг.? По жузовым признакам (по родовым признакам)
10.Основная цель реформ 1967-1968гг.заключалась в? Разделении территории края на области (коренном изменении системы управления краем)
Причины:
Во время изучения темы в среднем звене учебный материал не был проанализирован классом, т.е. не были определены причины, следствия и историческое значение явления и т.п.; не были сформированы цельные представления о том или ином историческом событии или явлении.
Фрагментарные (лоскутные) знания исторических фактов и явлений не позволяют ученику выстроить в голове стройную систему знаний.
Тестирование перегружено мелкими деталями и вопросами.
Большой объем учебного материала
Пути решения:
При изучении материалов о восстаниях, войнах, как правило, составлять технологические карты, таблицы. Это поможет проанализировать повод, причины, ход исторического явления, последствия и его историческое значение.
Особое внимание уделять изучению лидеров и героев движения.
Ученики должны написать краткое эссе, где выразят свое отношение к явлению и личностям.
При изучении политического развития можно составить таблицы правителей с указанием хронологии, особенностей политической деятельности, а главное, оценка самим учеником данного периода правления, его отношение к правителю.
Необходимо учить детей мыслить масштабно, т.е.оценивать правителя по его вкладу в дело процветания страны.
Типичные ошибки, связанные с затруднениями в определении терминов, понятий, титулов правителей, названий племен.
1. Наиболее острая форма социального противостояния граждан одной страны за власть? Революция (гражданская война)
2. Наряду с ииндустриализацией в Казахстане усиленно шел процесс...? коллективизации (урбанизации)
3. Оседлое население в Западно- Тюркском каганате называли...? карабудуны (таты)
4.Тип общественного устройства саков? Родовая община (военная демократия)
5. У огузов «канкаш» -это...? Совет старейшин (совет знати)
6. Рабов в кипчакском ханстве называли...? Кулы (яланкуги)
7. Дома с надворными хозяйственными постройками у казахов? Ханака (зимовки)
8. Земельные наделы религиозных учреждений? Харадж (вакуф)
9.Купольные жерди юрты называют? Шанырак (уыки)
10.Насильственное выселение народа называется? Эвакуация (депортация)
11. Арыс состоял из нескольких родов, которым управлял...? Рубасы (бий )

Причины:
Не понимают значение термина
Трудно различить близкие между собой понятия, требующие уточняющих знаний
Путают определения понятий и сами термины
Затрудняются в прочтении и понимании сложносокращенных слов
История Казахстана изобилует названиями племен. Много государств — много разичных титулов правителей и родоправителей. Много различных видов налогов и повинностей, которые у разных государств разные.
Пути решения:
На уроках практиковать работу с глоссарием.
Определение важных понятий требовать заучить наизусть
Использование в работе элементов мнемотехнологии
На каждом уроке уделять время для повторения основных понятий
Использовать при запоминании ряда понятий, их очередности т. н. «звучащие сокращения». Например, ОВА- трехзвенная система управления 1822г. и ГОУВА- пятизвенная по реформе 1867-1868гг.
Запоминать термины, имена или названия не отдельными словами, а словосочетаниями или предложениями.
Типичные ошибки, связанные с хронологией исторических явлений
1.В какие годы происходила демократизация политической системы социализма в СССР? В 60-е (в 50-е годы)
2.Сырдарьинская военная линия была создана после взятия русскими войсками в 1853 году крепости...? Таушубек (Акмечеть)
3.Полностью перешли на хозрасчет 586 совхозов Казахстана в период …?НЭПа (в 60-70 е годы)
4.Термин «казах» на территории Казахстана до 14 века употреблялся в …? в этническом смысле ( в социальном смысле)
5.1680 — 1748 гг.- годы жизни хана...? Тауке (Абулхаир)
6. Годом здоровья в Казахстане был объявлен? 2000 год (2002 год)
7. Годы правления эмира Тимура? 1312-1342 (1370-1405)
8. Строительство мавзолея Алаша хана растянулось на...? Х-ХІІвв.(Х-ХХ вв.)
9. Окончательно установилась связь Советской России с ТуркАССР в? Июне 1918 г. (сентябре 1919г.)
10. В период с 1949-1954 годы республиканскую партийную организацию возглавлял...? Пономаренко ( Шаяхметов)
Причины:
Трудность предмета истории - многочисленность событий и дат в каждой теме, так как история рассматривает все явления в развитии.
На уроках в среднем звене не уделяется должного внимания на запоминание дат с помощью раздаточного материала или технологических карт.
Учащиеся затрудняются соотносить дату и век, а иногда путают летоисчисление до нашей эры.
Каждая дата связана с определенными событиями или именами, но учащиеся не связывают их друг с другом.
Слабая межпредметная связь с математикой и всемирной историей.
Пути решения:
На первом году обучения дать понятие и твердо закрепить знание леты времени, летоисчисление по разным календарям, различать время до и после РХ, умение верно высчитать от данной даты век и его часть.
Даты исторических событий прорабатывать с помощью вычислений разницы лет или веков от ранее изученной даты.
Учиться производить ассоциации на даты, которые трудно запомнить.
Извлекать из непонятного временного промежутка факт или имя, связанное с данным временем, включая и факты из всемирной истории.

Типичные ошибки, связанные с деятельностью исторических личностей, деятелей культуры
1. О Героях Советского Союза и их подвигах;
2. О героях Отечественной войны 1812 г.,их подвигах и наградах;
3 О ханах и батырах казахско-джунгарских войн;
4. Бий — законодатель, представитель среднего жуза? Толе би (Казыбек би)
5. О неспаведливости и бессмысленности Первой мировой войны в газете «Казах» писал известный общественный деятель? А. Байтурсынов
(А. Букейханов)
6. Миржакып Дулатов — автор изданной в 1909 году брошюры? Камар сулу (Оян,қазақ)
7.В XVIII в. И. Андреев создал научный труд о: Младшем жузе
(Среднем жузе)
8. Известные поэты XVIII в., прославившие в своих произведениях хана Аблая? Шернияз, Шоже (Татикара, Умбетей, Бухар)
9. Автор романов «Шыганак», «Караганда» является... ? Г. Мусрепов (Г. Мустафин)
10. Центр движения 1916 года, одним из лидеров которого являлся Токаш Бокин? Тургайский (Семиреченский)

Причины:
1. Не систематизированы знания учащихся о деятельности исторических личностей — правителях и представителях культуры
2. Со стороны учащихся не уделяется внимание подробному изучению материала о деятельности представителя культуры или правителя государства — чтение художественной литературы, просмотр фильма, изучение дополнительной литературы по теме.
3. На уроках прослеживается слабая межпредметная связь с казахской литературой, не уделяется должного внимания детальному изучению биографии политического и кульурного деятеля.
Пути решения:
При изучении политического развития можно составить таблицы правителей с указанием хронологии, особенностей политической деятельности, а главное, оценка самим учеником данного периода правления, его отношение к правителю.
Необходимо учить детей мыслить масштабно, т.е.оценивать правителя по его вкладу в дело процветания страны
При изучении деятелей культуры не обойтись без их портретов, картин, звукозаписей и книг – произведений авторов. Благо сейчас есть все возможности для этого – Интернет, электронный учебник и т.п.
Также целостную картину поможет создать таблица деятелей культуры, где будут сведения и обязательно графа «Что меня поразило?»
Типичные ошибки, связанные с цифровыми данными и фактами. (Они обычно связаны с хронологией явлений.)
Ежедневная средняя заработная плата в Казахстане в годы Первой мировой войны составляла...? 60 копеек (20 копеек)
Поэт Жаяу Муса оставил после себя более? 20 поэм (70 песен)
Накануне войны в Казахстан депортировано поляков: 100 тысяч (102 тысячи)
В результате массового ереселения крестьян из центральных губерний России площадь отобранной у казахов земли в 1906-1907 гг.достигло? 10 млн дес. (17 млн)
На строительстве Турксиба трудилось более...? 80 тысяч чел.(100 тысяч чел.)
К октябрю 1931 г.в Казахстане было коллективизировано хозяйств около? 35% (65%)
После смерти Абулхаира Шайбанида число подданных Жаыбека и Керея достигло...: 1 млн ( 200 тысяч)
К правовой ответственности по «Жеты Жаргы» привлекали с …? 16 лет (13 лет)
Войны гуннов с китайцами растянулисьна более, чем на ...? 100 лет ( 300 лет)
По данным переписи 1926 года от численности всего населения казахи составили...? 29% (61%)
Причины:
1. На уроках не уделяется внимаие проработке цифровых данных (сравнение, сопоставление по диаграммам, анализ, ассоциации и т.п. )
2. Игнорируются межпредметные связи с математикой, экономической географией. Многие ошибки бывают из-за неумения высчитать верно цифровые данные. Например, при определении удельного веса казахского населения или нахождении числа призванных на фронт воинов из Казахстана .
3. Цифровые данные запоминаются лучше, если учащиеся в течение изучения темы несколько раз оперируют этими данными. Цифровые данные и факты должны работать для доказательства и подтверждения выводов о том или ином историческом явлении.
Пути решения: При изучении тем на экономическое развитие страны учащиеся обязательно должны работать с диаграммами. Они должны уметь их не только анализировать, но и составлять сами согласно представленным в учебнике данным.
Например, сравнивать представленные данные предвоенных годов с такими же данными начала ХХ века, данные современного Казахстана с предыдущими данными.
Желательно составить диаграмму роста или спада экономического развития, выяснить причину.
Цифровые данные запоминаются лучше, если к ним можно применить, заменяющее их математическое действие. Каждый пятый воин был призван на фронт в годы Великой Отечественной войны, что составило 1 млн 200 тыс.человек и др.

Работа по подготовке к ЕНТ
Подготовка к ЕНТ должна проводиться системно, целенаправленно и своевременно и должна быть во внимании учителя с самого начала преподавания истории, т.е.с 6-го класса. Дети должны уметь отвечать на вопросы тестов, сопоставлять простейшие исторические явления, заполнять таблицы.
В 7-8 классах дети уже должны уметь составлять таблицы, Венн- диаграммы, работать с тестами различных форм (напр., тесты на соответствие).
Так как к концу 9-го класса весь материал уже изучен, ребята должны иметь полное представление о ходе развития истории.
К сожалению, в старших 10-11 классах все больше приходится не повторять, а, буквально, с чистого листа заново изучать весь материал.
Затруднения учащихся вызывают не только запоминание исторических фактов, имен или дат, но и неумение сопоставлять факты, выявлять в них общее и особенное, обобщать исторический материал.
В нашей школе на дополнительных занятиях в течение всего года идет лекционная работа. Также работаем с учебниками, а дома ученики конспектируют этот материал. На каждом занятии всегда обсуждаем и прорабатываем тему групповыми, игровыми методами с разных сторон.
Тесты и практические работы выполняем только после изучения определенного материала. На основе результатов тестирований каждый ученик самостоятельно с помощью учебных пособий прорабатывает материал, где выявились пробелы в знаниях. Затем класс приходит к единому мнению, какую тему им необходимо повторить снова для действительного закрепления изученного ранее материала.
Нельзя заниматься механическим заучиванием тестовых заданий.

Виды работ для запоминания материала
Опорные схемы и конспекты;
Работа с глоссарием (понятие и его определение);
«Звучащие» сокращения, мнемоника: ОВА(округ-волость-аул), ГОУВА (губерния-область-уезд-волость-аул); УЖИ, БЖДАК и др.
Запоминание местонахождения ист.объектов по сторонам света, схематичный рисунок;
Задание для определения деятельности исторической личности: «Кто, что, где, когда?»
Для разнообразия деятельности можно проводить «мозговой штурм» с применением «мяча», игры.
Таким образом можно повысить качество знаний учащихся по такому сложному предмету как история Казахстана.
Категория: История и география | Добавил: Муратовна
Просмотров: 4937 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика