Открытый урок в шестом классе «Личность и творчество Бетховена»(С) - Музыка и пение - Каталог файлов - Сайт творческих учителей Казахстана

Суббота, 03.12.2016, 05:22
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогика и психология [8]
ИЗО и черчение [6]
Русский язык и литература [36]
Казахский язык и литература [61]
Иностранные языки [22]
Физика и математика [64]
Химия и биология [25]
История и география [26]
Технология труда и экономика [18]
НВП и физкультура [11]
Музыка и пение [9]
Начальная школа [47]
Внеклассная работа [6]
Самопознание [5]
Информатика [15]
Основы права [1]
Воспитательный час [6]
Доклады [6]
Авторские программы [6]
Работы учеников [2]
Нормативная база [1]
Презентации [10]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 317
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Файлы » Музыка и пение

Открытый урок в шестом классе «Личность и творчество Бетховена»(С)
20.02.2015, 07:06

Тип урока: Урок – семинар обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Заложить основы понимания музыки Бетховена, создав яркое представление о личности композитора .

Задачи урока: 1. Сформировать единый человеческий и музыкальный образ Бетховена;
2. Развивать умение сопоставлять прослушанную музыку с историей ее создания. Вскрыть глубокую связь Бетховенской музыки с эпохой Великой Французской буржуазной революции;
3. Научить слушать и понимать серьезную музыку.

Методы: 1. Самостоятельной познавательной деятельности учащихся с обсуждением результатов;
2. Обзорной лекции, беседы;
3. Эмоционального воздействия от прослушанной музыки.

Наглядно-методические пособия: 1. Портрет Бетховена;
2. Оформление доски с эпиграфом и названием урока;
3. Выставка рефератов о творчестве композитора;
4. Плакаты с высказываниями композитора.

Музыкальный материал: Произведения Людвига Ван Бетховена:
1. Сонаты №1, №8, №14, №23;
2. Рондо для фортепиано и скрипки;
3. Симфонии №3, №5, №9;
4.Увертюра «Эгмонт».

[Ход урока
1 Организационный момент.
2 Звучит соната №23 «Аппассионата» Л. В Бетховена в записи. На фоне музыки вводное слово учителя:
- Бетховен… Аппассионата…
И взорван порох тишины.
Мне самому понять все надо.
Мне объяснения не нужны.

Качнулся мощный взрыв аккорда –
И подо мною все быстрей
Земля плывет светло и гордо,
Вращаясь вкруг оси своей.
Эти строки из стихотворения поэта Михаила Пляцковского «Аппассионата». Творчество Бетховена – одна из вершин мировой художественной культуры. Что же обессмертило музыку Бетховена? Почему, покорив своих современников, она с каждым новым поколением все глубже и глубже входит в жизнь великого множества людей, утешая их в горестях и страданиях, становясь опорой в борьбе за счастье, сопровождая в победах и радостях? Почему музыка, написанная 200 лет назад, продолжает волновать нас, живущих в двадцать первом веке? Она не перестает быть актуальной. И сейчас, как много лет назад, в лучших концертных залах всего мира продолжает звучать музыка Бетховена.

Тема сегодняшнего урока: «Личность и творчество Бетховена».
Эпиграф:
Благодарить, где только можешь,
Превыше всего любить свободу
И даже у монаршего престола
От истины не отрекаться.
Людвиг Ван Бетховен.
Эти слова самого композитора точнее всего передают жизненное кредо Бетховена-человека и Бетховена-композитора.
Сегодня у нас необычный урок. Урок-семинар по творчеству Бетховена, на котором мы должны обобщить и систематизировать полученные знания на предыдущих уроках.
Вам были даны задания подготовить сообщения о разных периодах жизни и творчества композитора. Мы прослушаем и проанализируем музыку, написанную им в эти периоды, и вместе попытаемся ответить на вопрос: «Что делает данного композитора данным композитором, в частности Бетховена – Бетховеном?».
Для того, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо создать единый музыкальный и человеческий образ Бетховена. Мы должны охарактеризовать, во-первых, его личность. Под этим мы понимаем совокупность определенных черт характера, жизненных устремлений, реального отношения к жизни и реальных взаимоотношений с жизнью. Во-вторых, понять меру таланта, которым был наделен этот человек. В-третьих, вечность проблем, к которым композитор обращается в своем творчестве. И, наконец, время, в которое он живет и страна, в которой он живет.
(Вопрос и выделенные слова записываются на доске или вывешиваются на подготовленный плакат).

Давайте вспомним основные моменты жизни Бетховена, чтобы вскрыть ее внутреннюю логику, связанную с логикой его творчества. Ведь все, что происходило в жизни, воплощалось в звуки.
(Первая группа учащихся рассказывает о детстве Бетховена).
(Обобщающее слово учителя, беседа с классом).
Учитель:
- Известно, что именно в детстве закладываются основы характера человека и его личности.
Как повлияло трудное, безрадостное детство на формирование творческой личности композитора?
Примерные ответы детей:
- Хотя занятия музыкой происходили под руководством деспотичного отца, но многочасовые упражнения за инструментом принесли свои плоды: Людвиг виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Великолепно импровизировал.
- Он привык в упорному труду.
Именно в детстве были заложены основы сильной вольнолюбивой личности будущего композитора.
Учитель:
- Музыка сыграла для него роль точки опоры среди безотрадных впечатлений детства и дала ему возможность войти в круг людей с духовными запросами более высокими, чем он видел у себя дома. Ведь все-таки, несмотря на горести, нельзя считать, что жизнь в Бонне была совсем безрадостной. Свободные вечера Людвиг проводил в гостеприимной семье Брейнингов. К этому приветливому дому тянулись люди, ценившие духовность выше богатства. С юной Элеонорой Брейнинг Лорхен Людвиг гулял в окрестностях Бонна, на берегу Рейна. Голоса природы, рейнские пейзажи, пробуждая воображение мальчика, возрождались в его сочинениях. Несколько боннских произведений вариаций для клавесина или фортепиано и скрипки. Это музыка выразительная, возвышенная, трогательная.
(Звучит «Рондо для фортепиано и скрипки» Л. В. Бетховена, фрагмент, в записи).
Учитель:
- Что же произошло с Бетховеном, когда он покинул провинциальный Бонн и начал самостоятельную жизнь в Вене?
Вторая группа учащихся рассказывает о раннем Венском периоде творчества композитора.
- Еще в 1787 году, по совету учителя – Христиана Нефе ездил в Вену, чтобы встретиться с Моцартом. Он играл Моцарту свои произведения и импровизировал. Необычная мера его игры, бурная и порывистая, смелость и богатство поразили Моцарта. Его высказывание определило будущее Бетховена: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!». Но из-за болезни матери ему пришлось вернуться и взять на себя заботы о воспитании двух маленьких братьев.
- В 22 года Бетховен навсегда переезжает в Вену. В эти годы Вена была международным центром музыки. Здесь жили Гайдн, Моцарт. Ключом била концертная жизнь. Сбылась давняя мечта. Бетховен начал брать уроки композиции у Гайдна.
Сначала Вену Бетховен завоевал как пианист. Он первым стал играть на рояле, который отвергли многие пианисты. Только этот инструмент отвечал его техническим и физическим возможностям. Его новая музыка, новые мышления появились, прежде всего, в фортепианных произведениях. За четыре года (с 1796 по 1799) он создал десять сонат для фортепиано больших многочастных произведений серьезного, глубокого содержания. Множество образов, душевных состояний нашло здесь отражение. Сонаты – непосредственно горячий отклик композитора на волновавшие его чувства, события, мысли.
Учитель:
- Давайте дадим слово музыке и прослушаем ранние сонаты Бетховена.
(Звучит Соната №1 – 1 часть, Соната №8 «Патетическая» – фрагменты из 1, 2 и 3 частей).
Учитель:
- Прослушав эти произведения, я хочу, чтобы вы дали свою оценку тому, как изменился музыкальный язык Бетховена. Чем отличаются Эти произведения от сочинений Боннского периода? Что общего в его сонатах с сонатами Гайдна и Моцарта? И в чем новизна его сонат?
Примерные ответы детей:
- В сочинениях Бетховена в Боннский период больше сходства с музыкой Гайдна и Моцарта. В ранних сонатах Бетховена, особенно в первой, ясно выражена форма сонатного аллегро, ставшая эталоном и сформировавшаяся у композиторов – классиков: Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Учитель:
На чем конкретно основана форма сонатного аллегро?
Примерные ответы детей:
- Форма сонатного аллегро основана на сопоставлении и развитии двух тем, обычно контрастных, что дает широкие возможности драматического развития: добро и зло; радость и страдания; героики и лирика.
Учитель:
- Нужно обязательно заметить, что Бетховен в своем творчестве уже не просто композитор-классик, у которого все в музыке имеет строгие формы. Он своим творчеством как бы подготавливает нас к эпохе композиторов-романтиков. Это ясно слышно в его 14-й сонате, которую называют «Лунной». Давайте еще раз прослушаем эту волшебную музыку. Она покоряет нас своей красотой, глубоко волнует силой воплощенных в ней чувств.
(Учитель рассказывает историю создания сонаты).
Эпиграф перед звучанием сонаты:
Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю жители иной планеты, и дан им был всего час на знакомство с ней, надо было бы сыграть им “Лунную сонату”».
(Звучит «Лунная соната»).
Учитель:
- Как вы думаете – какая из центральных идей творчества Бетховена нашла совершенное воплощение в «Лунной сонате»?
Примерные ответы детей:
- Способность человека к преодолению горестей, несгибаемость воли.
- В музыке слышится движение от внутреннего страдания к протесту, к победе над бедой, несчастьем.
- Музыка призывает к активному действию.
Обобщающее слово учителя:
- Могучая творческая воля великого художника дает ему силы выйти победителем из жесткой внутренней борьбы. Были минуты, когда Бетховен готов был покончить с жизнью. Об этом говорит потрясающий по своему трагизму документ-письмо к братьям с пометкой о том, что прочесть его надлежит лишь после смерти композитора. Это письмо известно по названием Гейлигенштадского завещания, так как было написано в Гейлигенштадте.
(Зачитывает отрывки из завещания).
- С новой энергией берется он за композиции. Что же пишет Бетховен в последующие годы, каков характер его творчества?
(Выступление третьей группы учащихся).
- Вслед за эмоционально-импульсивной «Сонатой с речитативом» возникает Третья симфония – Героическая («Эроика»). Образы симфонии навеяны большими историческими событиями: революционными битвами, походами многотысячных армий.
(Далее следует рассказ о данном периоде творчества).
Учитель:
- И вновь давайте дадим слово музыке. Внимательно прослушав отрывки из 3-й и 5-й Симфонии, дайте характеристику Бетховенской музыке этого периода.
(Звучат фрагменты 1 и 2 частей 3-й и 5-й симфоний, увертюры «Эгмонт»).
Учитель:
- Каково содержание прослушанных произведений? Какие идеи Бетховен стремится выразить средствами музыкального языка, ведь здесь гораздо больше возможностей. (Звучит симфонический оркестр).
Примерные ответы детей:
- Композитор выражает социальные идеи, борьбу за справедливость.
- Так как Бетховену по душе были республиканские принципы, в своей музыке он выразил стремление человека к свободе.

Обобщающее слово учителя:
- «Целью искусства, как и всего мироздания, является свобода и прогресс». В своих крупнейших произведениях, таких как третья «Героическая симфония», а также Пятая и Седьмая симфонии, в музыке к трагедии Гете «Эгмонт» и опере «Фиделио» Бетховен стремится выразить средства музыкального языка, большие социальные идеи. Содержание многих его произведений – героическая борьба во имя социальной справедливости, торжество раскрепощенного, свободного человека.
Итог урока:
Учитель:
Давайте обобщим все сказанное на нашем уроке и ответим на вопрос, поставленный в начале урока: «В чем же уникальность Бетховена?».
Личность. Бетховена отличали воля, упорство, целеустремленность, страстность в отношении к жизни, к людям, умение отдавать себя целиком чему-то одному, умение уходить в себя и целиком отдавать людям.
Мера таланта. Невозможно оценить, насколько талантлив был этот человек, так как его музыка потрясает любого слушателя и никого не оставляет равнодушным.
Вечность проблем. Мираж идеальной любви, разочарования, страдания и борьба. Стремление к свободе и социальной справедливости, противостояние к судьбе и воля к жизни. Человек бросает вызов судьбе, проходит сквозь самые тяжелые испытания жизни и даже побеждает смерть.
Время, в которое жил Бетховен характеризуется необычайным всплеском социальной активности общества. Эта эпоха Великой французской Революции, но Бетховен жил в Австрии и его возмущало политическое безвременье в его стране. Под влиянием освободительных идей, идущих из Франции, широкое развитие получает немецкая философия, литература и музыка. Современниками Бетховена были такие гиганты мысли, как философы Гегель и Кант, поэты Гете и Шиллер. Поэтому музыка Бетховена в полной мере отвечает духу того времени.
И в заключении нашего урока мы прослушаем финал последней Девятой симфонии Бетховена. В эту часть своего бессмертного творения автор ввел хор и певцов-солистов, поручая им слова из оды Шиллера «К радости»:
Люди – братья меж собой!
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Существует величайшая мечта человеческая о радости, общей для всех людей, радости единения всего человечества, когда вслед за Бетховеном мы сможем повторить: «Обнимитесь, миллионы!», и наш голос не останется не услышанным, не превратится в глас вопиющего в пустыне.
Вот она – высшая цель Бетховена!
(Звучит ода «К радости» – финал Симфонии № 9).

Категория: Музыка и пение | Добавил: Татьяна8899
Просмотров: 989 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика