Суббота, 18.05.2024, 23:08
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогика и психология [8]
ИЗО и черчение [6]
Русский язык и литература [36]
Казахский язык и литература [61]
Иностранные языки [22]
Физика и математика [64]
Химия и биология [25]
История и география [26]
Технология труда и экономика [18]
НВП и физкультура [11]
Музыка и пение [9]
Начальная школа [47]
Внеклассная работа [6]
Самопознание [5]
Информатика [15]
Основы права [1]
Воспитательный час [6]
Доклады [6]
Авторские программы [6]
Работы учеников [2]
Нормативная база [1]
Презентации [10]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 400
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Файлы » Начальная школа

Полезные ископаемые.
[ Скачать с сервера (74.5 Kb) · Скачать удаленно () ] 21.02.2013, 18:24

Жумадилова Ирина Анатольевна
учитель начальных классов

 СОШ №19, г. Семей, ВКО

 

Обобщающий урок по  познанию мира в 4-ом классе (с презентацией).

 

Тема: Полезные ископаемые.

 

Цель: закрепить представление о полезных ископаемых, способах их добычи и применении в промышленности.

 

Задачи:

Образовательные:

- Научить детей различать полезные ископаемые;

- Дать знания о способах их добычи и применением в промышленности;

- Расширить кругозор знаний о магической силе камней.

 

Развивающие:

- Продолжить развивать аналитико-синтетическую деятельность;

- Совершенствовать умение рассуждать и формулировать свое мнение;

- Развивать психические процессы – память, мышление, внимание, воображение.

- Развить познавательный интерес к окружающему миру.

 

Воспитательные:

- Способствовать формированию системы взглядов на мир;

- Воспитывать нравственные и эстетические чувства средствами окружающего мира;

- Воспитать интерес к предмету.

 

Методы обучения:

*объяснительно-иллюстративный;

*частично-поисковый.

* словесно-логический

* метод самостоятельной работы учащихся

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

•        фронтальная;

•        индивидуальная.

 

1.Организационный момент.

 

-Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. А вы? Покажите, что вы тоже рады: улыбнитесь мне и друг другу.

 

Прозвенел звонок,

Начинаем мы урок.

На столе в порядке

Книжки и тетрадки.

Готовы все на познании

Получать новые знания.

 

Введение в тему.

 

Слайд 1.

(Ученики готовят рабочие места. Записывают в тетрадях тему урока.)

 

- Сегодня, ребята, мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир полезных ископаемых. Путеводителем на нашем уроке будет маленький кротик, а зовут его Копа.

 

Слайд 2.

Крот: «Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут крот Копа. Сегодня  я приглашаю вас в захватывающее путешествие – в мир полезных ископаемых…»

2. Фронтальный опрос.

 

У: Как вы думаете, что такое «полезные ископаемые»?

(Ученики высказывают своё мнение и записывают определение в тетради)

 

У: Ребята, а как вы думаете, а кто такие геологи?( Дети высказывают свое мнение)

Щелчок мышкой.

 

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Геологи – люди, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают их месторождения.

(Ученики записывают определения в тетрадь)

 

У: Ребята, а что называется месторождением?( дети дают определение).

Слайд 3.

Щелчок мышкой.

Места, где в глубинах или на поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

У: Как вы  думаете, как добывают полезные ископаемые?( Ответы детей).

 

Щелчок мышкой.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах

(Ученики рассматривают иллюстрации)

У: Возможно, кто-то сам сможет назвать самые полезные ископаемые?( ответы детей).

Щелчок мышкой.

 

Слайд 4.

Самые важные полезные ископаемые – нефть и газ – находятся глубоко под землей, и нужно много сложных приспособлений, чтобы достать их оттуда. Обычно добыча нефти и газа выполняется на больших буровых вышках или морских платформах.

(Работа по схеме, рассмотрение под руководством учителя)

 

У: На сколько групп можно разделить все полезные ископаемые? (5)

( твердые, жидкие, газообразные, а так же рудные и нерудные).

Щелчок мышкой.

Слайд 5.

- Полезные ископаемые можно разделить на группы.

Полезные ископаемые могут быть твердые, жидкие и газообразные.

А так же рудные и нерудные.

(Схемы ученики зарисовывают в тетрадь)

 

У: Что получают из рудных полезных ископаемых? ( железо, олово, алюминий, свинец, цинк, и др…)

Щелчок мышкой.

Слайд 6.

Крот: «Добро пожаловать в мир металлов!»

- Из рудных полезных ископаемых получают различные металлы — железо, олово, алюминий, свинец, цинк и др.

Первым металлом, который человек научился добывать из руды, была медь, и произошло это еще в 3 тысячелетии до нашей эры.

 

Рудные металлы можно разделить на группы:

- черные металлы

- цветные металлы

- легкие металлы

- редкие металлы

- благородные металлы

 

*Далее со слайдами 7 – 11, 13 - 14 идет аналогичная работа: после появления на экране названия группы металлов учитель спрашивает, может ли кто-то из учеников привести примеры металлов этой группы? Далее идет обсуждение того, ЧТО можно изготовить (где применяются) из этих металлов.

 

Слайд 7.

Черные металлы.

У: Что можно получить из черных металлов?

Щелчок мышкой.

Марганец (марганцовка)

Железо (инструменты – пила, молоток)

Титан (очень крепкий, тяжелый – самолеты, посуда, корпус телефонов)

 

Слайд 8.

Легкие металлы

У: Что можно получить из легких металлов?

Щелчок мышкой.

Алюминий (посуда, ножки стула, холодильник)

Магний (пищевые добавки, добавляют в батарейки)

 

Слайд 9.

Цветные металлы.

У: Что получают из цветных металлов?

Щелчок мышкой.

Медь (трубы, горн, чайник)

Цинк (винты, гайки, разводной ключ, цепь)

Свинец (разнообразные детали, пули)

Никель (запонки, корпус пистолета)

 

Слайд 10.

Редкие металлы.

У: Что получают из редких металлов?

Щелчок мышкой.

Ртуть (градусники)

Вольфрам (в сплаве браслета часов, мормышка, вольфрамовая нить в лампе)

Олово (старинные браслеты, серьги, ложки, посуда)

 

Слайд 11.

Благородные металлы.

У: Какие благородные металлы вы знаете?

Щелчок мышкой.

Благородные металлы в природе встречаются в виде самородков – природных образований практически без примесей

Золото, платина, серебро – украшения.

3. Физминутка.

Разминка для глаз.

Щелчок мышкой.

Слайд 12.

Ученики следят за перемещениями крота.

 

4.Продолжение работы по теме.

У: Что относится к нерудным полезным ископаемым?( ответы детей).

Щелчок мышкой.

Слайд 13.

К нерудным полезным ископаемым относятся все остальные ископаемые.

*Строительные материалы (глина, известняк, песок, мрамор, гранит),

*Ископаемые, использующиеся в сельском хозяйстве для производства удобрений (апатиты, калийные и азотные соли)

*Драгоценные камни и многое другое

Крот: «К этой же группе относятся горючие полезные ископаемые!»

 

У: Какие горючие полезные ископаемые вы знаете?( ответы детей)

Щелчок мышкой.

 

Слайд 14.

Горючие полезные ископаемые: нефть, торф, природный газ, каменный уголь. При горении они выделяют много энергии.

 

Слайд 15.

Когда человек научился использовать свойства нефти (при горении она выделяет много тепла), то произошла настоящая промышленная революция. Сегодня продукты переработки нефти — бензин, керосин, дизельное топливо — приводят в движение автомобили, самолеты, корабли, поезда.

У: Ребята, а какие вещества, находящиеся вокруг нас невидимы?          

(газ)

Щелчок мышкой.

Слайд 16.

Вокруг нас есть почти невидимые вещества – газы. Большинство газов бесцветно, но ты можешь их увидеть, например, при горении газовой горелки.

У: Где применяют известняк, мрамор, гранит?( ответы детей)

Щелчок мышкой.

 

Слайд 17.

Известняк, мрамор, гранит – применяются в строительстве и отделочных материалах. Например, при строительстве станций метро.

У: ( демонстрирую карандаш)

-_ Кто знает, какое полезное ископаемое есть в этом предмете? (ответы детей)

Щелчок мышкой.

Слайд 18.

Из графита делают стержень для карандаша,

Из белой и красной глины – вазы и статуэтки, а голубая глина считается лечебной.

 

Слайд 19.

Крот: «Все полезные ископаемые очень нужны человеку! Не зря их так назвали – ПОЛЕЗНЫЕ ископаемые».

Крот: «Месторождения полезных ископаемых на карте обозначают определенными значками. Вот несколько примеров»

(Рассмотрение учениками условных обозначений)

Учитель раздает карточки-заготовки.

Крот: «Давайте немного поиграем!

Представьте что вы – геологи. У каждого из вас на столе есть заготовка с условными знаками и указано, месторождения какого полезного ископаемого вы будете искать. За 60секунд вы должны обвести в кружок значки-месторождения только ВАШЕГО полезного ископаемого.»

 

Ученики выполняют задание, предварительно заполнив карточку:

Ф.И.О  геолога ________________________________________

Я искал (а) ___________________________________________

Нашел (нашла) _________________________ месторождений.

.

.

5.Обобщение знаний.

У: Ребята, а вы знаете поговорки, в которых присутствуют «полезные ископаемые»?

(Ученики называют, если знают)

Слайд 20.

Крот: «Ребята, прочитайте поговорки. В каких случаях так говорят?»

Под лежачий камень воде не течёт.

У него каменное сердце.

Кинуть камень в чужой огород.

Держать камень за пазухой.

(Обсуждение, приведение примеров)

 

6. Физминутка.

Слайд 21.

Крот: «А давайте ещё поиграем!

Всем знакома игра «Море волнуется»?

Эта игра на неё очень похожа. Я буду говорить: «Камень точат – раз, камень точат – два, камень точат – три. Скульптуру…(например, животного) покажи!»

Учитель просит изобразить скульптуры: для фонтана, животного.

 

7. Дополнительный материал к уроку

Слайд 22.

Крот: «С древних времен о магической силе камней ходят легенды…

Я хочу вас познакомить с некоторыми суевериями»

 

Слайд 23

Агат.

В переводе с греческого «агатес» - счастливый.

В древности полагали, что агат является камнем здоровья, процветания и долголетия. Ему приписывались свойства изгонять колдунов и вампиров, способствовать доброте, мягкости, спокойствию и уверенности в себе, придавать силы владельцу, привлекать симпатии окружающих. А так же служит как Противоядие от укусов скорпионов и пауков.

Обработанный в форме глаза, агат помещался в глазницы статуй и служил для отпугивания чёрных сил.

 

Слайд 24.

Опал.

Опалы приносят несчастье всем людям, которые носят его не по праву, но дарят удачу тем, кто родился в октябре.

Легенда.

В день свадьбы испанский король Альфонсо XII подарил своей жене кольцо с опалом. Вскоре после этого она умерла. Похоронив жену, король отдал кольцо своей сестре. Она умерла через несколько дней. Тогда король подарил кольцо сестре своей жены, и та умерла через три месяца. Но что же случилось потом? Альфонсо, невзирая на все трагические истории, связанные с этим кольцом, решил носить его сам. Через некоторое время он скончался. С этого момента всем стало ясно, что кольцом владеют злые силы.

 

Слайд 25.

Змеевик («жабий камень»)

В XV и XVII вв. в Англии существовал очень сильный талисман: серебряное кольцо с "жабьим камнем"  (в Индии его называли «змеиный камень»). Считалось, что этот камень был найден в голове одной старой жабы и предохраняет своего владельца ото всех ядов.

 

В Шотландии "жабий камень" хранили, чтобы уберечь дом от пожара; если же полководец брал его с собой на поле боя, он неизбежно должен был победить.

Говорят, что подлинность "жабьего камня" можно проверить, поместив его в пределах досягаемости жабы: если камень подлинный, жаба тут же подскочит поближе, чтобы его проглотить.

 

Слайд 26.

Сердолик.

Помогает при болезнях сердца.

 

Слайд 27.

Аквамарин.

Талисман моряков, он уберегает от смерти на воде

 

Слайд 28.

Александрит.

Народное название александрита - "вдовий камень". Считается, что замужняя женщина, носящая этот камень, - непременно вскоре овдовеет, а незамужняя - никогда не выйдет замуж.

 

Слайд 29.

Жемчуг

По народным представлениям, приносит слезы, и чтобы этого избежать, жемчужные украшения следует носить парами - например, бусы и кольцо или серьги и брошь и т. д. Существует поверье – жемчуг темнеет перед каким-либо несчастьем или болезнью владельца.

 

Слайд 30.

Бирюза

По древним поверьям, ношение бирюзы приносит богатство или, по крайней мере, предохраняет от потери того, что есть.

Но носить бирюзу можно только тем, кто родился осенью или зимой, остальным этот камень будет приносить неудачи.

 

Слайд 31.

Изумруд

Египтяне первыми открыли изумруд. Они верили в его магические свойства и даже украшали ими пирамиды.

В Южной Америке одно племя много лет хранило изумруд в форме страусиного яйца и называли его Богиней Изумрудной.

А в России первый изумруд нашел крестьянин прямо в корнях поваленного бурей дерева у речки Токовой на Урале.

 

 

Слайд 32.

Рубин.

Легенда рассказывает, что у Тамерлана – жестокого монгола, покорившего бесчисленные народы, был любимый камень. Красный, как капля крови. Смотришь на него – и кажется, будто огромный жар в нем запрятан. Этот камень назвали «Рубин Тимура». Сейчас он хранится в сокровищнице в Англии.

На Руси рубины называли «яхонтами». А в Индии рубины носили как талисманы и считали. Что они придают смелости.

 

Слайд 33.

Сапфир.

Сапфир – «брат» рубина. Он состоит почти из тех же веществ. Но природа подмешала в него еще немного других элементов, и сапфир получился голубым. В древности люди верили, что небо – это один большой сапфир.

 

Слайд 34.

Яшма

В древности из яшм делали печатки и амулеты, якобы оберегавшие от расстройства зрения и от засухи.

В России яшма пользовалась большой популярностью при Екатерине Второй, которая развивала камнерезное дело и способствовала созданию нескольких крупных заводов по обработке яшмы.

 

8. Закрепление знаний.

Слайд 35.

Крот: «Давайте теперь немного поиграем! Игра называется «Старый свиток»

Учитель объясняет правила игры: каждый ученик получает фрагмент «старого свитка»,  в котором пропущены названия камней (свиток старый и названия стерлись), надо их восстановить.

(Ученики работаю самостоятельно. Затем производится проверка: соседи по парте обмениваются «свитками», на экране появляются правильные ответы. Они сверяют ответы с написанными, если необходимо – исправляют ошибки.

«Свитки» возвращаются к хозяевам.)

После, учитель может попросить поднять руку тех, у кого не было ошибок.

 

9. Итоги урока

Слайд 36.

Крот: «К сожалению, наше путешествие подходит к концу. Надеюсь, вам было интересно!»

 

- Что нового вы узнали на уроке?

- Возникли ли у вас трудности?

- Что вам особенно запомнилось, понравилось?

 

10. Домашнее задание: Узнайте к следующему уроку, какой ваш камень по гороскопу и приготовьте о нем минидоклад.

 

Слайд 37.

А вот вам творческое задание!

Найдите и прочитайте произведение художественной литературы, в названии которого присутствует «полезное ископаемое». Вот несколько примеров.

(Задание дается не к следующему уроку. Его можно сделать в виде конкурса и подвести итог, например, в конце месяца).

 

Слайд 38.

До новых встреч.

                                                                                                                                   Учитель: Жумадилова И. А
Категория: Начальная школа | Добавил: Kairat
Просмотров: 12451 | Загрузок: 960 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 орхидея  
0
Использовала у себя на уроке. Спасибо. Урок понравился и мне и моим ученикам.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика