Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». 5 класс - Русский язык и литература - Каталог файлов - Сайт творческих учителей Казахстана

Суббота, 10.12.2016, 23:22
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педагогика и психология [8]
ИЗО и черчение [6]
Русский язык и литература [36]
Казахский язык и литература [61]
Иностранные языки [22]
Физика и математика [64]
Химия и биология [25]
История и география [26]
Технология труда и экономика [18]
НВП и физкультура [11]
Музыка и пение [9]
Начальная школа [47]
Внеклассная работа [6]
Самопознание [5]
Информатика [15]
Основы права [1]
Воспитательный час [6]
Доклады [6]
Авторские программы [6]
Работы учеников [2]
Нормативная база [1]
Презентации [10]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 736
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Файлы » Русский язык и литература

Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». 5 класс
[ Скачать с сервера (75.5Kb) ] 11.05.2015, 14:46

Искалиева Айгуль Раимовна

учитель русского языка и литературы

 СОШ № 26 г.Уральска

Тема урока: Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». 5 класс

Цель урока:  помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.

Результаты обучения для учителей: Ребята умеют работать в группах, самостоятельно оценивать членов своей группы.

Ключевые  идеи, значимые для занятия: «Если у тебя есть хлеб, заработанный своими руками, то можно попросить Бога, чтобы Он намазал его маслом.»

1.

- Поприветствуйте своего соседа , подарите ему свою улыбку.

2 .Звучит песня «Если добрый ты».

  -  Я не случайно начала урок с этой, известной всем нам,  детской песни.   В ней есть слова,  точно отражающие  главную мысль  сказки Паустовского «Тёплый хлеб»

 -Какие это строчки?

-«Если добрый ты, то всегда легко»                                                                                                                                                                                 - Как вы понимаете  слово добро?

 -По словарю С.И. Ожегова Добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное,

 2. Имущество, вещи.       3мин.

   Задание 1. Работа в группах.  3 мин.

  - В какой цвет вы покрасили бы добро?

(У добра цвета яркие: красные, розовые,  голубые, зелёные Светлые краски, красный цвет)

-А как бы вы изобразили зло?

(Зло всегда бывает страшным,   чёрным.)

 Добро мы изобразили красным цветом, а зло – чёрным. Какие слова у вас ассоциируются со словом добро? (дети перечисляют), а со словом зло?

Задание 2. Кластер к словам зло, добро

-Я очень рада, что  ваше мнение совпало с моим. Спасибо.

-Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)

-Верно. Сегодня на уроке мы проследим за тем, как решается проблема добра и зла в сказке Паустовского «Тёплый хлеб». Запишем в тетрадях число и тему урока.

-Эпиграфом к уроку возьмём слова  чувашского просветителя   И.Я.Яковлева.

 

                                                                  Будьте добрыми, доброта и есть человечность.

                                   И. Я. Яковлев

       -Послушаем стихотворение Марка Шехтера. Оно  верно отражает тему нашего урока.

Читает Мира Ахметова   2 мин

Немало встречается злого                                                                                                                                                                                         В любой человечьей судьбе                                                                                                                                                                          А скажут лишь доброе слово –                                                                                                                                                                       И легче на сердце тебе.                                                                                                                                                                      Но доброе слово такое                                                                                                                                                                                   Не каждый умеет найти,                                                                                                                                                                                 Чтоб справиться другу с тоскою,                                                                                                                                                                                                Невзгоды осилить в пути.                                                                                                                                                                     Нет доброго слова дороже,                                                                                                                                                                            Заветного слова того,                                                                                                                                                                                       Но редко, друзья мои, все же                                                                                                                                                                                    Мы вслух произносим его.  

 -Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о том, какой путь пришлось пройти героям Паустовского.   

  Познакомимся с Паустовским. О жизни писателя нам расскажет Юля.      3 мин.    

Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего писателя с детских лет.  Заслушивался рассказами  о Запорожской Сечи,  песнями,  историями. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затем Киевский университет, переход в  Московский, но закончить его не удалось. Началась первая мировая война в 1914 г. Затем гражданская война, участвовал в боях с петлюровскими бандами, потом был матросом, трудился подручным в рабочей артели, потом стал журналистом.  Начал заниматься литературой.  Он много писал для детей. К числу таких произведений относится сказка «Тёплый хлеб».

Задание 4. 3 мин

Тесты лежат на каждом столе, ответы на экране.

Работа с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

        Чтобы вспомнить сказку, ответьте на вопросы теста:

1. Почему конь остался в деревне?                                                                                                                                                               А)   Его ранили.

Б)    Так захотел Панкрат.

В)   Конь не захотел идти дальше.

                                                                                  

2. Какая кличка была у Фильки?                                                                                                                                                                   А)   «Ничего не знаю».

 Б)    «Да ну тебя!».        

 В)   «Все вы умные».

 

3. Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А)   О том, как она обидела когда-то солдата. 

 Б)    О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.                        

  В)   О том, как закончилась война.

 

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?                                                                                                                             А)   Началась метель.          

 Б)    Было наводнение.       

В)   Случилось землетрясение.

 

5. Как Филька искупал свою вину?                                                                                                                                                                   А)  Он не хотел меняться.              

Б)  Накормил всех.        

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

 

6.О чем рассказывала сорока над плотиной?                                                                                                                                       А)   О том, что она разбудила летний ветер.  

 Б)    О том, что Филька – плохой человек.                                                           

 В)   О том, что она самая умная.

 

7. Когда заработала мельница?                                                                                                                                                              А)  Вечером. 

 Б) Она сломалась навсегда. 

 В) Летом, когда потеплело.

 

8. Как Филька помирился с конем?                                                                                                                                                                                             А)  Попросил у него прощения.   

  Б)  Он принес   ему свежего хлеба с солью.        

В)   Он покормил его морковкой.                     

9. О чем сказка «Теплый хлеб»?                                                                                                                                                               А)  О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.

 Б) О злых колдунах.                                                                                  

 В) О путешествии на необитаемый остров.

 

10. Какая пословица соответствует содержанию сказки?                                                                                                                      А)   Нет ничего отважнее, чем победа над собой.    

Б ) Язык до Киева доведет.

 В)   Делу – время, потехе – час.

 

Слайд  . Проверим ваши ответы.   Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,  7А, 8Б, 9А, 10А.

Оцените свою работу, пользуясь таблицей.

Задание 5.    5 мин

Беседа по вопросам.

-Как начинается сказка?  Расскажите историю коня. 

-Почему кавалеристы оставили коня в деревне? Почему именно дед  Панкрат стал ухаживать за ним? Как жители деревни относились к лошади?

(Они отдавали ему всё, обделяя себя, даже сладкую морковку, которой можно было покормить детей).

-Значит, что сплачивало людей? (Доброта).

-Какими  были отношения людей и коня? (тёплые, т.е. доверительные, близкие.  Конь не боялся людей, знал, что они накормят его).

-Обратим внимание на пейзаж. Какую роль он играет в тексте? (Способствует изображению духовного состояния героев, отражает их чувства, отношения, показывает внутренний мир).

- Какая была погода?

( Выборочное чтение.)

 Вывод: люди радовались тёплой зиме: реки не замёрзнут, мельница работать будет, значит, хлеб будет.

. -Кто такой Филька?

 -Почему его прозвали «Ну тебя»?

(Филька никого не любит, хочет отмахнуться ото всех , надоели ему все. Этот мальчик показал свою  чёрствую холодную душу.)

- Как вы думаете, Филька был злой?

 -Каким мы увидели Фильку в сцене с раненым конём?  

Чтение  учеником отрывка со слов «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «Воды нет, мука у всех вышла…»          

-Итак, каким мы увидели Фильку «Да ну тебя!»? Запишите в тетрадях в левом столбце  характерные черты  Фильки «Да ну тебя!».

 (Дети в тетрадях в левом столбце записывают характерные черты Фильки «Да ну тебя!»).

-Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки  завыл  ветер?

(Смена  погоды  говорит  об  отношении  мальчика к  коню. Холод, стужа, мороз. Мальчик  совершил  зло.)

-Что слышит Филька в этом завывании?  Прочитайте, пожалуйста.

-Какие  средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?

Учащиеся находят в тексте  2 мин

олицетворения (мороз прошел…) и делают вывод о том, что они помогают им увидеть природу живой.

сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить.

эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.

- Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем.

Физминутка  «Две половинки»

- Можно ли изменить зло?

(Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить).

-Когда же Филька понял, что он злой, жестокий?

 (Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике).

-Давайте вспомним, о чём поведала бабушка. 

(Один ученик рассказывает бабушкину притчу).

- Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку? (Он себя сравнил со злым мужиком). 

- А как мальчик вёл себя?

 (Он ёжился в тулуп,  хотя  был дома. Ему стало холодно, страшно.  Филька  понял,  что он сильно обидел коня и должен искупить вину).

- Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату?

 (Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня).

- А почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться?

(Она сказала: «…надеяться надо». Значит, и бабушка поверила внуку, она надеется, что он исправит свою вину, а самое главное – поймёт: только добрые поступки могут искупить зло.)

Задание 6.    5 мин

Чтение в лицах диалога Фильки и Панкрата.

-Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька? (Парадокс:  А если ребята скажут: «Да ну его сам виноват – пусть сам лёд и скалывает».                                                                                                                                                                                          - Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат со всеми отмахнулся?     

( Филька верил в деда («он мудрый»), верил в ребят («они хорошие»).                                                                                               - Подсказал ли старый мельник Фильке, что он должен делать, или мальчик принял решение сам?

 - Каким же стал Филька? Запишите в правом столбце характерные черты Фильки.

 (дети записывают  в правом столбце характерные черты Фильки).

-Ребята, почему сейчас мы не написали выражение «Да ну тебя!»?

(Филька исправился, и сейчас он не станет отмахиваться, а, наверное, первым придёт на помощь. Хочется в это верить).

- Кто же помог спасти жителей деревни – сами люди или старая сорока?                                                                            -Как изменилась природа, когда добро победило злобу и эгоизм в душе Фильки?  

(Чтение финала сказки)   2 мин

- Как Филька помирился с раненым конем?

Мальчик, угощая коня, почувствовал тепло его губ и по- доброму  улыбнулся. Губы коня, оказывается, мягкие и тёплые.

- У Л.Н.Толстого есть выражение «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.

Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь. Филька прошел трудный путь. Дорога была непростой. Он смог осознать свой плохой поступок, смог преодолеть себя и стал хорошим мальчиком. Какой вывод сделаем?

- Каждому свойственно ошибаться, и если ты осознал свой поступок, смог его исправить, это хорошо. Мы рассмотрели дорогу добра, которую прошел Филька.

-Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»?                                                                                                                                                         -Почему сказка называется «Теплый хлеб»?  

Задание7.   2 мин

Работа над словом «теплый».

-В каком значении употреблено слово «тёплый» в сказке?                                                                                                                      -Какое тепло хранит в себе хлеб?                                                                                                                                                                    -Когда же хлеб становится тёплым?    (Общая радость, когда согреет теплом души. Хлеб – это общее дело, это объединение людей в трудную минуту, это доброта, которая так нам необходима.)

Задание 8.  3 мин

- А сейчас обратимся к пословицам и мудрым мыслям о добре и зле. Прочитаем их.

Мудрые мысли.  Объяснение смысла выражений.          

Как аукнется, так и откликнется.

 Каков привет, таков и ответ.

  Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой. (Это золотое правило нравственности)

Умение прощать – свойство сильных.  Слабые никогда не прощают.

Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

-Какое выражение в большей степени соответствует  сказке «Тёплый хлеб»? 

-Так в чём мудрость этой простой сказки? (Ответы детей )

- Да, добрый человек умеет радоваться чужому счастью, сочувствовать и переживать, бескорыстно помогать другим. Недаром говорят: «Жизнь дана на добрые дела», поэтому спешите делать добро. Злое дело нужно обязательно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.

- Давайте, ребята, ещё раз всмотримся в портрет писателя.

Какого человека мы видим? О чём он задумался?

 Зачитываем слова Паустовского: «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв  прекрасного».

Может, писатель задумался: смог ли он донести до вашего сердца эту струну добра, милосердия, любви. Делайте добро и помните пословицу: «Живи добрее, будешь всем милее». Я желаю всем вам, дети, идти только дорогою добра и никогда не сворачивать с этого пути. (Исполнение песни «Дорогою добра»).

Рефлексия  1 мин

1. Доволен ли ты тем, как прошёл урок?

2.Сумел ли ты получить новые знания?

3.Ты был активен на уроке?

4.Ты сумел показать свои знания?

- Я очень рада, что урок вам понравился

Оценки по листам самооценивания

Запись домашнего задания   1 мин

1.Ответить письменно на вопрос:

« Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»?

2.Закончить предложение: Приносить людям добро – это значит…

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Kairat
Просмотров: 893 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика