Западно-Казахстанская область
Жанибекский район
Основная общеобразовательная школа
имени А.Уразбаевой
учитель русского языка и литературы
Айтуганова Гульмира Бисенбаевна
Тема урока:
Романтизм как литературное направление.
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика.
«Подражание Корану»
Тема урока: Романтизм как литературное направление. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика. «Подражание Корану».
Цели урока:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина;
- Развивать навыки устной речи, память, мышление;
- Воспитывать интерес и уважение к религиозным памятникам.
Тип урока: изучение нового материала.
Наглядные пособия, литература: портреты А.С. Пушкина, Н. Пушкиной, Ж. Дантеса, слайд Ю.М. Лотман «А.С. Пушкин». А.С. Пушкин «Сквозь магический кристалл». «Последний год жизни Пушкина» (Переписка. Воспоминания. Дневники.) «Жизнь Пушкина. Рассказанная им самим и его современниками».
Ход урока:
- Оргмомент.
- Опрос домашнего задания.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Ответы на вопросы по повести. Выполнить задания 3. Придумать свой вариант развязки произведения. Задание 3. Небольшой рассказ, «история любви Лизы и Эраста». (Работа в группах.) Дать портретную характеристику Лизе и Эрасту.
3. Изучение нового материала.
Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца 18-первой половины 19 века, получившее всемирное значение и распространение. Романтизм произведения очень поэтичны, проникнуты лиризмом, ведь в них главное – не само событие, а его восприятие, чувства, эмоции, состояние души.
Общеромантичные мотивы – любовь к Родине, поиск смысла и цели жизни (Рылеев, Кюхельбеккер, Одоевский).
19 век – «Золотой век» в истории литературы. Представители: А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие.
А.С. Пушкин – гений русской литературы. Учителя Пушкина: Жуковский, Державин, Батюшков.
Основные темы его творчества: судьба России и её передовых представителей, взаимоотношение государства и человека, роль народа в жизни страны, прошлое, настоящее и будущее страны, мечто человека в жизни.
Показ слайдов.
Чтение учителем «Подражание Корану».
Материал из интернет-ресурсов:
- Цикл «Подражаний Корану» написан в духе магометанской священной книги «Коран», из разных сур (глав), которой в «Подражаниях» имеются многочисленные свободные заимствования, многие образы цикла имеют автобиографическое значение. Вместо Магомеда-пророка Ислама, к которым обращен Коран, в «Подражаниях Корану» выступает пророк-поэт. Здесь впервые в поэзии Пушкина возник этот образ. Посвящение цикла Прасковье Александровне Осиповой, соседке по имению, владелице Тригорского, объясняется тем, что у нее нашел Пушкин «сень успокоенья» , когда он принужден был уехать из Михайловского после ссоры с отцом.
- «Подражание Корану» написано Пушкиным в 1825 году. Это произведение состоит из 9 стихов, написанных поэтом под впечатлением полученным от прочтения Корана в переводе на русский язык, сделанный М.Веревкиным. В своем произведении поэт описывает эпизоды жизни Пророка (Салляллаху Аляхи Васаллям.) и вольное изложение некоторых сур Корана.
4.Закрепление.
Обязательный уровень. (Вопросы и задания).
- О ком и о чем рассказано в этом отрывке.
- Как описывает состояние путника поэт? Какие чувства испытывает путник?
- Что видит в пустыне путник?
- Как долго спал путник? Почему путник спал так долго?
- Что он ответил «неведомому гласу»?
- Какую картину рисует путнику «глас»?
Возможный уровень.
- Какое чудо свершилось в пустыне? Почему оно свершилось?
- Кого подразумевал поэт под «неведомым гласом»?
Самостоятельные и творческие задания.
- Прочитайте самостоятельно стих М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».
- Сравните содержание лермонтовского произведения с отрывком из «Подражания Корану» А.С. Пушкина. В чем сходство и различие?
5.Домашнее задание.
Выучить отрывок из стихотворения «Подражание Корану».
Жизнь и творчество А.С.Пушкина.
Романтизм. Лирика Пушкина.
6.Рефлексия.
7.Итог урока.
Комментирование оценок.
|