Темиртасова Данагуль Хазиевна,
учитель русского языка и литературы
І квалификационной категории
средней общеобразовательной школы №1
города Уральска
Тренировочные упражнения по русскому языку по теме:
«Способы подчинительной связи»
1-задание:
Восстановите по памяти:
Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных _________ и ____________.
Словосочетание состоит из ___________ и ___________ слов.
В словосочетании слова связываются тремя главными способами: ________,________,__________.
Назовите способ и свой пример:
А)_______________ _________________
первый способ пример
Б)_______________ _________________
второй способ пример
С)_______________ _________________
третий способ пример
Согласование - это вид _______________ связи, когда _______________слово принимает грамматические формы главного слова, например: красивая картина.
Управление - вид подчинительной ________, когда зависимое слово употребляется в том __________ падеже, требующем главное слово, например: писать книгу, щелкать зубами.
Примыкание - это такой вид ________________связи, когда неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному ______________. Например: Очень мило (как мило? ).
2-задание:
Выберите выражения, которые не являются словосочетаниями:
1.Чаган и Урал (реки); 2.кричать громко; 3.возле меня; 4.добрые и красивые; 5.детская площадка; 6.благодаря другу; 7.стал взрослым; 8.читать вслух; 9.гордость страны; 10.великие города; 11.начали купаться; 12.слушая музыку; 13. изученная тема; 14.писать ручкой; 15. дождь идёт.
Ответы: 1,3,4,6,7,11,15 – не словосочетания.
3-задание:
Синтаксическая пятиминутка:
Из данного текста выпишите по два словосочетания по способу согласования, управления, примыкания и разберите их:
Осенний вечер.
Вечереет. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Осенняя тишина. Мне не хочется идти домой. Я стою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые вижу опустевшие палисадники. Вплотную подхожу к елям и гляжу на их иголочки. В наших краях ценят и берегут зеленые насаждения.
4-задание: Дополните таблицу
Словосочетание
|
Строение
|
Грамматическое значение
|
Способ связи
|
Неожиданная встреча
|
Прил.+сущ.
|
Предмет и его признак
|
|
Написал мелом
|
Глагол+сущ.
|
|
управление
|
Идти быстро
|
|
Действие и его признак
|
примыкание
|
Написать сочинение
|
Глагол+сущ.
|
Действие и его объект
|
|
Огромная равнина
|
|
Предмет и его признак
|
согласование
|
5-задание:
Распределите подчинительные словосочетания по столбикам:
Согласование Управление Примыкание
Красный автомобиль, очередной пример, обернулся ко мне, к красную книгу, отправились домой, смотрит молча, читает лёжа, заметить её, низкий потолок, встретить друга
Перфокарты по теме «Способы подчинительной связи»
Перфокарта№1
№
|
Примеры
|
согласование
|
управление
|
примыкание
|
1.
|
беседы наедине
|
|
|
+
|
2.
|
интересные занятия
|
+
|
|
|
3.
|
хорошо плавать
|
|
|
+
|
4.
|
гнездо орла
|
|
+
|
|
5.
|
сердито ворчать
|
|
|
+
|
6.
|
крупный успех
|
+
|
|
|
7.
|
добиваться уверенно
|
|
|
+
|
8.
|
починить часы
|
|
+
|
|
9.
|
красивый свитер
|
+
|
|
|
10.
|
подъехать к озеру
|
|
+
|
|
Перфокарта№2
№
|
Примеры
|
словосочетание
|
предложение
|
1.
|
мохнатая шапка
|
+
|
|
2.
|
дует ветер
|
|
+
|
3.
|
семинары прошли
|
|
+
|
4.
|
шумит громко
|
+
|
|
5.
|
целебные ключи
|
+
|
|
6.
|
человек идёт
|
|
+
|
7.
|
уехал из дома
|
+
|
|
8.
|
он добился
|
|
+
|
9.
|
юные спортсмены
|
+
|
|
10.
|
янтарь – это смола
|
|
+
|
Перфокарта№3
№
|
Примеры
|
именные
|
глагольные
|
наречные
|
1.
|
отойти влево
|
|
|
+
|
2.
|
древняя книга
|
+
|
|
|
3.
|
уважать старших
|
|
+
|
|
4.
|
проявить заботу
|
|
+
|
|
5.
|
восхищаться пением
|
|
+
|
|
6.
|
быстро вертя
|
|
|
+
|
7.
|
ранняя весна
|
+
|
|
|
8.
|
болею за тебя
|
|
+
|
|
9.
|
вкусное яблоко
|
+
|
|
|
10.
|
идти не спеша
|
|
|
+
|
|