Итоговый урок русского языка в 4 классе - 7 Августа 2014 - Сайт творческих учителей Казахстана

Четверг, 08.12.2016, 17:03
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 320
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2014 » Август » 7 » Итоговый урок русского языка в 4 классе
22:08
Итоговый урок русского языка в 4 классе

Урок русского языка в 4 классе
«Обобщение и систематизация знаний по русскому языку за курс начальной школы»
Грицюк Ирина Валентиновна
г.Астана
Лицей "Столичный"
I. Мотивационный этап.
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Нам хочется им понравиться. Правда?
- Каким, по-вашему, должен быть человек, чтобы его уважали, чтобы он нравился окружающим? (Умным, добрым, смелым, грамотным, справедливым…).
- Какого человека называют грамотным?
- Существует официальное (общепринятое) определение этого слова. Где его можно прочитать? (Толковый словарь Ожегова С.И.)
Самостоятельное чтение словарной статьи.
- Сколько значений слова грамотный дано в словаре? (3)
- Сколькими можно определить слово человек? (2)
Выборочное чтение (Толковый словарь Ожегова С.И.).
- Прочитаем их.
- Можно ли сказать, что грамотный человек тот, кто владеет грамотой? (Да).
- Что же такое грамота?
- Какое из данных значений можно отнести к уроку? (1).
II. Работа над темой урока.
1. Орфографическая разминка. Комментированное письмо.
Раскатается, объедение, чужестранец, польешь, сдача, звёздный, с ножом, Анна Стародубова, увидел, увидите, в верхней одежде, небесный, у речушки, закуска, подслеповатый.
2. Работа с текстом.
Чтение текста учителем. Дети следят по тексту.
Издавна люди задумывались над его происхождением. Сколько увлекательных лингвистических легенд удивительных сказаний смелых предположений о нём знает история человечества!
Одни доказывают что его подарил нам Бог. Вторые уверяют что способность к нему пришла к человеку сама по себе. Третьи утверждают и многие учёные с ними соглашаются что он появился в результате длительного многовекового превращения обезьяны в человека.
Разве может быть в мире что-нибудь лучше его говорил древнегреческий баснописец Эзоп. И ещё в народе говорят Он – мой враг.
Мы постоянно разговариваем и спорим с кем-нибудь читаем и пишем думаем и мечтаем… И во всех этих случаях используем его. Без него люди не смогли бы существовать. Ты друг догадался о чём я говорю?
- Могу я сказать, что прочла вам загадку? (Да).
- Вы догадались, о чём я читала? (О языке.)
- Какая часть речи позволила сохранить тайну о слове, не называть его сразу? (Местоимение.)
- Какое местоимение заменило слово язык? (Он.)
- Дайте ему характеристику.
(Он – личное местоимение, 3 л., ед.ч., м.р., И.п.).
- В тексте встретились однокоренные слова к слову он или его формы? (Формы слова он).
- Давайте определим их падеж.
- Что мы читали? (Текст.)
-Докажите. 1. (Состоит из предложений.
2. Предложения связаны одной темой – язык.)
- Давайте озаглавим текст. (Язык.)
- Для чего нужно изучать язык?
- Как называется наука о языке? (Лингвистика.)
-О каких разделах лингвистики («лингва» -язык) мы говорили сегодня? (Орфография и лексика.)
3. Повторение о синтаксисе.
- Вернёмся к тексту.
- Из чего он состоит? (Из предложений.)
- Как отличить предложение от набора слов? (1. Слова связаны по смыслу и грамматически. 2. Выражает законченную мысль. 3. Имеется грамматическая основа.)
- Давайте рассмотрим текст с точки зрения пунктуации. Вы заметили, что недостаёт знаков препинания.
Постановка знаков препинания. Составление схем предложений.
- Что общего между текстом и предложением? (Единицы речи.)
- Какие ещё единицы речи знаете? (Словосочетание и слово.)
4. Лексика.
- Найдите лишнее в произнесённом мною: мир. рми, Рим. (Рми – это не слово.)
- Чем отличается слово от набора звуков? (Имеет лексическое значение.)
- Поясните смысл слов:
Рим - столица Италии.
Чтение выписки из словарной статьи. Мир1 - 1. Совокупность всего в земном и космическом пространстве, Вселенная.
2. Земной шар, Земля.
3. Люди, население земного шара.
4. Отдельные области жизни, явлений, предметов.
Мир2 - 5. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
6. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны.
7. Спокойствие, тишина.
-В каком значении употреблено слово мир в следующих записях? Обозначить цифрой.
Объехать мир. 2
Сборная Бразилии – чемпион мира по футболу. 3
Мир звуков. 4
9 мая 1945 года заключён мир между Советским Союзом и Германией. 6
Люди стараются сохранить мир на Земле. 5
Желаю мира. 7
Животный мир. 4
Земля – единственная в мире живая планета. 1
-На какие две группы можно разбить записи? (Словосочетания и предложения.)
-Выпишем словосочетания и покажем связь слов в них.

5. Работа со словом:
Таблица заполняется учащимися коллективно или индивидуально.
мир
антонимы синонимы однокоренные слова формы слова
война
вражда
ссора
беспокойство дружба
согласие
тишина
спокойствие мирный
мировая
помирить
примирил и т.д. без мира
миру
миром
о мире
- Что общего у синонимов и родственных слов? (Близки по смыслу)
- Чем они отличаются? (Звучанием)
- Что общего у однокоренных слов и форм одного и того же слова? (Корень)
- Чем они отличаются? (Разная основа)
-Что изменяется при образовании однокоренных слов? (¬, ^.)

формы слова? ( )

6. Работа в группах.
- Как называют учёных, изучающих язык? (Лингвисты).
- У вас есть возможность побывать в их роли и исследовать слово весельчак.
- По каким направлениям будем работать?
1 группа фонетика
2 группа словообразование
3 группа морфология, орфография
4 группа синтаксис
8. Составление текста. Самостоятельная работа.
- Давайте посмотрим, как будет вести себя слово в тексте.
- Составить текст о весельчаке. Жанр и форму выбрать самостоятельно.







9. Афиширование работ по желанию.
III. Итог урока.
- Как вы думаете, лингвистика развивается, или всё уже давно изучено? (Появляются новые слова, значит, лингвистика развивается).
-Что остаётся неизменным? (Грамматические значения слов.)
-Кто знает, может скоро сбудется мечта Никиты, Димы и Саши. Они обнаружат во Вселенной цивилизацию, похожую на нашу планету, живых существ со своим языком. Давайте пофантазируем, какие слова могут быть в этом незнакомом нам языке. (Кванчик, врыкает, шамый, плимо, клобенький, клябать и т.д.)
Записываю слова на доске.
-Вот сколько работы для лингвистов! Что ж, за дело! Слушайте задание (работа ведется фронтально):
• Определить, к какой части речи относятся слова.
• Изменить форму слова (выборочно).
• Подобрать однокоренные слова (выборочно).
• Составить из данных слов словосочетания.
• Составить предложения:
а) простое нераспространённое;
б) простое распространённое;
в) простое с однородными подлежащими;
г) простое с однородными сказуемыми;
д) простое с однородными второстепенными членами;
е) сложное с бессоюзной связью;
ж) с прямой речью
з) с обращением.
Вывод:
Лингвистика - развивающаяся наука, и впереди у детей много новых, интересных, ими еще не открытых знаний.

Просмотров: 520 | Добавил: Ирвал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика