«Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда» - 20 Ноября 2014 - Сайт творческих учителей Казахстана

Суббота, 10.12.2016, 09:50
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 320
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » 2014 » Ноябрь » 20 » «Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда»
19:44
«Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда»

Кабарова Ирина Павловна

Учитель-логопед высшей категории высшего уровня

КГУ «ОСШ №7»

Карагандинская область г.Темиртау

«Использование  проектной деятельности в работе учителя-логопеда»

      Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. От образовательного учреждения требуется не только дать обучающимся знания по конкретным дисциплинам, но и научить применять их в повседневной жизни .Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций . Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод проектов успешно зарекомендовал себя в образовательных учреждениях. В настоящей статье я рассмотрю возможности его использования в практике учителя-логопеда. Немецкий педагог начала 19 века Адольф Дистервег писал: «Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет».

       Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Используемые методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования школьника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

     Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми имеющими нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришла к выводу о модернизации совместных детских проектов в практику работы учителя-логопеда. Наша школа имеет опыт работы по использованию технологии совместной проектной деятельности, который распространялся нашими педагогами на уровне области, города. За последние годы в школе были реализованы проекты: «Путешествие по городу Красивой речи», «Польза и вред компьютерных игр», «Для чего нам нужны правила», «Моя речь», «Сколько весит здоровье ребенка», «Ослепительная улыбка на всю жизнь» и др. Предстояло адаптировать новую технологию на детях с ФНР и ФФНР с учётом особенностей детей-логопатов.

     Источником не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом является совместная проектная деятельность. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь. Включая в план работы по проекту чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, просмотр мультфильмов, обсуждение проблемных ситуации я веду работу по формированию связной речи, приучаю детей строить фразы так, чтобы быть понятными своими сверстниками, обучаю правилам ведения дискуссии, делового спора и выражать свое мнение. Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания ребятишек. Участниками проектов являются в основном дети младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте активно развивается проектная деятельность школьников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Единая цель, совместные значимые для ребёнка мероприятия развивают коммуникативные и нравственные качества личности.

      Любой проект предполагает получение конечного продукта и его презентацию, реализация многих проектов происходит и во внеурочное время. Поэтому важным условием достижения поставленной цели, получения ожидаемых результатов, предупреждения перегрузки обучающихся и педагогов является определения места предстоящего проекта в системе воспитательной работы. Опыт использования рассматриваемого метода показывает, что реализация проекта логопедической направленности может быть осуществлена в рамках тематических и/или предметных недель, например: недели здоровья, экологии, русского языка, а также параллельно с подготовкой к общешкольным праздникам, посвященным 8 Марта, дню защитника Отечества, Новому году и т.д. При выборе темы, цели, задач предстоящего проекта необходимо ориентироваться на характер речевого нарушения, этап коррекционной работы, зоны актуального и ближайшего развития ребенка. Проект не должен быть самоцелью педагога. Я полагаю, что целесообразнее использовать метод проектов на этапе закрепления речевых навыков у обучающихся-логопатов, т.е. включение обучающихся в проект рассматривается нами как возможность предоставления им опыта достаточно самостоятельной речевой деятельности. Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта, так сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны и, что не менее важно, интересны и значимы для обучающихся.

      Детские проекты «Для чего нам нужны правила», «Моя речь»,  «Волшебные звуки природы», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Путешествие по городу Правильной речи», реализованные учителем-логопедом, не оставили равнодушным ни одного ребенка. В ходе работы над проектами создавалась атмосфера сотворчества с ребенком, использовался индивидуальный подход. Старалась ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.

    Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

 

Этапы проекта

 

     Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

 3. Формулирует задачу.

 

1. Вхождение в проблему.

 2. Вживание в игровую ситуацию.

 3. Принятие задачи.

 4. Дополнение задач проекта.

 

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

 5. Помогает спланировать деятельность

 6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

 6. Распределение амплуа.

 

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

 8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

 

4 этап

9. Подготовка к презентации.10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 

 

 

 

Проект «Путешествие по городу Правильной речи»

Цель: упражнение детей в правильном звукопроизношении в занимательных для детей видах деятельности;

Цель перед детьми: отправиться в путешествие по городу Красивой речи (используя карту-путеводитель);

Масштаб проекта: временной – 1 месяц.

Задачи:

1. Развивать умения различать гласные и согласные звуки.

 2. Развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи.

 3. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.

 4. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.

 5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

 6. Прививать любовь к родному языку.

 7. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.

Во время «путешествия» дети побывали в гостях у «умелых пальчиков и веселых язычков, у Бабушки — загадушки, прогулялись по Проспекту  чистоговорок, скороговорок, по улице волшебных палочек и слов», и узнали много интересного. Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту мы приглашаем гостей (педагогов), родителей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проектов яркая, интересная, продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, логопеда.

   Таким образом, я убедилась, что выбранная мною технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития школьника:

- расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

 - совершенствовать звуковую сторону речи;

 - развить способность к словотворчеству;

 - формировать личностные качества ребенка;

 - развить коммуникативные навыки;

 - добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых. Опыт реализации проекта позволяет сделать вывод о том, что систематичное использование этого метода учителем-логопедом позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, оказывает положительное влияние на формирование навыков жизненной компетенции. "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» (Бернард Шоу).

 

 

Литература

Корнев А.Н.. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.,1997

Российская Е.Н. . Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.- М.:Айрис-пресс,2004.

Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда / Р. И. Лалаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.

Просмотров: 642 | Добавил: Kairat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Архив записей
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика