Понедельник, 20.05.2024, 13:51
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 421
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Статьи

Развитие коммуникативной и информационной компетенции у учащихся через реализацию программы прикладного курса по русскому языку
Пустовалова Лариса Павловна, учитель русского языка и литературы Якорьской средней школы, высшей категории

В мире рыночных отношений главным приоритетом развития нашего государства, по словам Н.А.Назарбаева, является человеческий капитал.
Почему? Так как наше государство, а значит и мы с вами, является частью мировой экономики, неизбежен процесс интеграции, который выявил один из главных недостатков – неконкурентоспособность наших специалистов. Изучая причины данного явления, пришли к выводу, что необходимо менять подходы к образованию на основе компетентностного подхода.
Одним из основных направлений развития образования в условиях реализации государственной Программы развития образования на 2011-2020 годы отмечено обучение в течение всей жизни, то есть развитие функциональной грамотности.
Одним из методов, способствующих созданию условий для развития у учащихся компетенций является метод проектов.
При организации деятельности в рамках применения методов проектов в центре внимания находится ребёнок и создание условий для развития его творческих способностей. При этом образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, превалирующими действиями которого становятся: изучать, искать, думать, сотрудничать, адаптироваться. Таким образом, метод проектов создаёт условия для развития компетенций: информационной, коммуникативной и социальной.
Мною разработана и реализуется на практике программа прикладного курса по русскому языку «Культура речи» с использованием метода проектов.
Цель программы, с позиции учителя,-развивать информационную,коммуникативную и социальную компетенции у учащихся посредством её реализации.С позиции учащихся-научиться использовать изученный материал в конкретных жизненных ситуациях. Программа курса включает в себя выполнение 7 проектов, связанных с развитием речи, культурой общения, формированием речевого поведения.
Система работы по каждому проекту включает следующие разделы: теоретическая часть, практическая часть, зачетная работа, рефлексия. Данная структура позволяет более эффективно развивать учебные действия: изучение, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.Теоретическая часть способствует развитию информационной,коммуникативной компетенций через поиск материала, его изучение, исследование, систематизацию, отбор необходимого для применения. В ходе практической и зачётной работы учащиеся решают проблемы подбора практического материала, применение полученных знаний на практике, что развивает социальную компетенцию. Рефлексия даёт возможность дать самооценку и оценку деятельности учащихся по заданным параметрам, понять необходимость приобретённого опыта,повысить мотивацию к дальнейшей саморазвитию. В работе используются различные формы организации деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, работа в парах), что способствует развитию навыков самоорганизации, самореализации, самокоррекции. Преимущества данной программы: учащиеся не только получают знания умения и навыки, но и учатся адаптировать их в социальных условиях; результативный выход; практический опыт; возможность оценить необходимость данного опыта; повышение мотивации учащихся к дальнейшиму развитию компетенций.
Программа прикладного курса «Культура речи» для учащихся 10-11-х классов разработана в осоответсвиии с ГОСО, утвержденными Постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года, государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы, утвержденной Указом Президента РК от 7 декабря 2010 года.
Цель курса: воспитание творчески активной языковой личности путем формирования языковой, коммуникативной, информационной компетенций. Данная цель определена потребностью общества в повышении функциональной грамотности учащихся для их конкурентоспособности и активной социально-производственной деятельности в современном мире.
Задачи:
1.получение и систематизация знаний о сферах применения коммуникативных навыков
2.практическое использование полученных знаний при решении поставленных задач
3.привитие навыков соблюдения норм культуры и культуры общения через моделирования конкретной ситуации
4.развитие и совершенствование умений анализировать деятельность, давать оценку полученных знаний с целью дальнейшего саморазвития
5.привитие навыков самоконтроля, самооценки, самокоррекции
Прикладной курс «»Культура речи» построен с учетом реализации практической направленности и ориентации на развитие ключевых компетенций у учащихся.
Программа состоит из 6 разделов: «Искусство рекламы», «От рекламы-к саморекламе», «Проведение классного часа», «Ораторское искусство», «Профессиональное самоопределение», «Журналистика». Заключительным разделом является «Фестиваль проектов», в рамках которого подводятся итоги работы по данной программе.
Содержание данных разделов определяется в соответствии с целью и задачами курса, возрастными особенностями учащихся и реализацией практитческой направленности образования, личностного, системного, деятельностного и коммуникативного подходов к обучению культуре речи.
Предметом обучения является организация речевой деятельности учащихся в определенных созданных условиях.
В соответствии с задачами профилизации образования в рамках программы учащимся предоставлена возможность реализовать приобретённые умения и навыки в различных сферах деятельности: «Реклама», «Самоопределение» «Журналистика», «Педагогика», «Менеджмент», «Психология», «Ораторское искусство». Данная практика позволит им не только иметь представление о данной области профессиональной деятельности, но и предоставит возможность их самореализации в каждой из них.

Календарно-тематическое планирование
№ Тема Прогнозируемый результат
I Искусство рекламы
Теория
1 Реклама: история, функции, виды Ключевые понятия, история
2 Как рекламировать? Условия для создания рекламы
3 Правила создания эффективной рекламы Структура и правила
4 Как создать эффектную рекламу? Требования к рекламе
5 Как составить сценарий к рекламе? Необходимые составляющие сценария
6 Как снять видеоролик? Оборудование
Практика
1 Организация деятельности Деление на группы, распределение обязанностей, параметры, условия
2 Практическая работа по созданию видеоролика:
а) тема
б) сценарий
в) инвентарь, репетиции, костюмы -сценарий
-роли
-исполнение
-подготовка соответствующего материала
Зачет
Презентация видеороликов. -отзывы
-анкетирование зрителей
Рефлексия Определение лучшей рекламы, выводы, рекомендации, оценка, самооценка
II От рекламы - к саморекламе
Теория
1. Что такое самореклама? (выдающиеся люди о саморекламе)
Цель, задачи

2. Техники самопрезентации
Формы самопрезентации,условия
3 Правила саморекламы
Инструкция к деятельности

4 Резюме Формы резюме .Правила общения,адаптация
Практика
1 Составление резюме Резюме
2 Изучение рынка предложений Выбор направлений самоопределения
Зачет
Ролевая игра
«Ярмарка вакансий» Самоанализ, итоги, рекомендации
Рефлексия ЭССЕ «Моя будущая профессия», «Качества специалиста и человека при устройстве на работу»
III Классный час
Теория
1 Речь как средство коммуникаций Ключевые понятия
2 Виды вербальных коммуникаций
а) разговор, беседа, собеседование
б) спор: дискуссии, дебаты, диспут Стили речи. Культура речевого общения, правила ведения дискуссий
3 Культура речи. Коммуникативные качества хорошей речи:
а) правильность речи
б) богатство речи
в) выразительность речи Нормы языкового общения, дикция, эмоциональная окраска
4 Формирование коммуникативной культуры Рекомендации, правила общения
Практика
1 Подготовка к проведению классного часа, организация деятельности в парах -условия успешности мероприятия
-параметры оценки деятельности
2 Подбор материала Текст, слайды, дополнительный материал, сценарий
3 Знакомство с классом Характеристика класса
4 Составление сценария,
взаимодействие с учителем и учащимися Посещение класса, уроков, сотрудничество
Коррекция материала
Рекомендации психолога, классного руководителя
Зачет
Проведение классного часа с учащимися начальных классов Заполнение листов оценки, самооценки, отзывы учащихся, классных руководителей
Рефлексия Выводы, перспективный план развитя
IV Ораторское искусство

Теория
1 Особенности устной публичной речи. Составляющие ораторского искусства
2 Оратор и его аудитория Правила составления речи
3 Типы ораторов Стиль поведения и общения
4 Типы аудиторий Рекомендации по организации выступления
5 Способы активизации внимания слушателей Приемы оратора
Практика
1 Организация деятельности План работы
2 Определение темы, изучение условий Параметры оценки, определение условий
3 Подбор материала Речь
4 Подготовка вспомогательного материала Анкетирование
Определение аудитории
Текст речи
Создание условий
Зачет
Турнир ораторов Оценка, самооценка
Отзывы, графики
Рефлексия Выводы комиссии, план самообразования
V Профессиональное самоопределение
Теория
1. Самоопределение и профессия Определение ключевых понятий
2. Рынок труда: перспективные направления Перспективные и востребованные профессии
3. Траектория развития специалистов Варианты траекторий обучения
4 Образовательная карта региона Список учебных заведений области
5 Условия выбора учебного заведения Составления карты самоопределения
6. Способности и склонности к деятельности Результаты психологической диагностики
Практика
1.

Организация деятельности
Формирование групп по пятому предмету Группы по общему выбранному направлению,функциональные обязанности, план работы
2.
Составление пакета для портфолио Параметры оценки, условия,
3.

Подготовка к зачетной работе Требования, составление вопросов для анкет и интервью
Создание проекта

Зачет
Презентация проектов Защита проектов на конференции с участием родителей, учащихся, учителей 10-х классов
Рефлексия Отзывы, результаты анкетирования, оценка, самооценка
VI Журналистика
Теория
1. Журналистика.Теория. вопроса. Цели, задачи Ключевые понятия
2. Функции
3. Как написать хорошую статью? Путеводитель журналиста
4 Культура журналиста Лексический словарь, правила этикета
5 Направление деятельности журналиста Памятка журналиста
Практика
1. Организация деятельности
Определение состава групп
Создание групп, функциональные обязанности, план работы
2. Выбор темы План статьи
3 Пакет для портфолио Параметры оценки, условия
4 Наблюдение, работа с газетным материалом Интервью, рекомендации
5 Работа над статьёй Коррекция текста
Зачет
Публикация статьи Отзывы читателей
Рефлексия Оценка, самооценка, рекомендации, результаты анкетирования
VII Итоговое мероприятие
Фестиваль проектов

Презентация проектов по разделам
Открытый микрофон: «Самореализация в деятельности»

Список использованных источников и литературы:
1.Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях РК в 2012-2013 учебном году» Астана 2012
2. Послание Президента РК – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года. Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс состоявшегося государсвта. Петропавловск 2012 г.
3.Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана 2010 г.
4. Интернет ресурсы
Категория: Статьи | Добавил: Якорь (31.01.2014) | Автор: Пустовалова Лариса Павловна E
Просмотров: 1145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика