Четверг, 18.04.2024, 06:12
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 421
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Статьи

Исследование мотивационного компонента готовности социальных педагогов, обучающихся в ВУЗах Казахстана, к работе с одаренными детьми.
Мукашева А. Б.,
д. пед. н., доцент кафедры общей и этнической педагогики Казахского Национального Университета имени аль-Фараби

Вишневская А. В.,
Ассистент преподавателя кафедры общей и этнической педагогики Казахского Национального Университета имени аль-Фараби

Исследование мотивационного компонента готовности социальных педагогов, обучающихся в ВУЗах Казахстана, к работе с одаренными детьми.

Исследование мотивационного компонента готовности социальных педагогов, обучающихся в ВУЗах Казахстана, к работе с одаренными детьми проводилось в рамках диссертационного исследования на тему: «Психолого-педагогические условия формирования готовности социальных педагогов к работе с одаренными детьми». Исследование осуществлялось в период с 15 сентября 2012 года по 6 марта 2013 года.
В исследовании мотивационного компонента готовности к работе с одаренными детьми приняли участие 146 студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание», обучающиеся в следующих ВУЗах Казахстана: Казахском Национальном Университете имени аль-Фараби (г.Алматы), Евразийском Национальном Университете имени Л.Н. Гумилева (г. Астана), Казахском Государственном женском педагогическом университете (г. Алматы), Казахском Национальном педагогическом Университете имени Абая (г. Алматы), Северо-Казахстанском Государственном университете имени М.Козыбаева (г. Петропавловск), Кокшетауском Государственном университете имени Ш.Уалиханова (г. Кокшетау), Карагандинском Государственном университете имени Е. А. Букетова (г. Караганда), Актюбинском Государственном педагогическом институте (г. Актобе), Таразском Государственном педагогическом институте (г. Тараз), Восточно-Казахстанский Государственном университете имени С. Аманжолова (г. Усть-Каменогорск).
Средний возраст опрошенных респондентов составил 19,5 лет. Гендерный состав респондентов представлен следующим процентным соотношением: 96,6 % опрошенных респондентов женского пола, 3,4 % ― мужского пола.
Блок исследования мотивационного компонента готовности социальных педагогов к работе с одаренными детьми содержал оценку по следующим основным критериям:
1. «преобладающий в деятельности личности мотив»,
2. «степень готовности личности к риску»,
3. «уровень развития мотивационного компонента готовности к работе с одаренными детьми».
Для оценки критериев мотивационной готовности применялись следующие диагностические методики: разработанная в рамках диссертационного исследования анкета «Определение готовности социального педагога к работе с ОД» (шкала «мотивационная готовность»), «Методика диагностики степени готовности к риску А. М. Шуберта» [1, с. 175-176], «Методика диагностики личности «Мотивация к избеганию неудач»» [1, с. 173-174], «Методика диагностики личности «Мотивация к успеху» Т. Элерса»[1, с.170-172].
Результаты, полученные в рамках исследования мотивационного компонента готовности социальных педагогов к работе с одаренными детьми, и их анализ приведены ниже.
При исследовании мотивационного компонента готовности социальных педагогов к работе с одаренными детьми мы руководствовались тем фактом, что в современной педагогике и психологии принято считать, что у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Судьба человека, его положение в обществе, профессиональное и личностное становление и развитие во многом зависят от того, какой из мотивов доминирует у личности: мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач [2]. В связи с этим, нами было принято решение проанализировать доминирующий мотив у студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание». Полученные данные представлены на рисунке 1.


Рисунок 1 – Преобладающий в деятельности мотив у студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание», обучающихся в ВУЗах Казахстана

Анализ результатов теста на преобладающую мотивацию в деятельности личности (мотивацию избегания неудач или мотивацию достижения успеха) показал, что у студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание», обучающихся в ВУЗах Казахстана, преобладающий мотив в деятельности представлен следующим процентным соотношением: 27,4 % студентов имеют высокий уровень мотивации к избеганию неудач. Мотивация избегания неудач рассматривается психологами как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для 27,4 % студентов, имеющих высокий уровень мотивации избегания неудач, главным является не достижение успеха, а желание, прежде всего, не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, её полного или частичного недостижения. Явно выраженная цель в деятельности данной категории студентов на момент исследования заклю¬чается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Часто студенты этой категории, как личности изначально мотивированные на неудачу, прояв-ляют неуверенность в себе, не верят в возможность достижения успеха, боятся критики. С работой, особенно такой, которая чревата воз-можностью неудачи, у них обычно связаны отрицательные эмоци¬ональные переживания, они не испытывают удовольствия от деятель¬ности, тяготятся ею. Хотелось бы отметить, что высокий уровень мотивации к избеганию неудач свойственен именно тем студентам, которые имеют высокие учебные достижения («отличникам» и «хорошистам»). В ходе исследования было выявлено, что студенты данной категории обладают высокой степенью ответственности, дисциплинированы, предъявляют высокие (в некоторых случаях даже завышенные) требования к себе и другим. Полученные данные говорят о том, что студенты данной категории часто не проявляют свой творческий потенциал и креативность в полной мере, т.к. боятся возможной неудачи, негативного отношения окружающих людей к их идеям, от чего страдают повышенной тревожностью, возбудимостью ЦНС, склонны к «застреванию» и фрустрациям.
31,5 % студентов получили баллы, находящиеся в средних диапазонах (т.е. оба мотива представлены в равном соотношении, обеспечивая гармоничное развитие профессиональных и личностных свойств). Этот показатель говорит о том, что данная категория студентов ориентирована в своей учебной, научно-исследовательской, творческой деятельности, прежде всего на успех, достижение поставленных целей, а не на проигрыш и неудачу. При этом эти студенты являются прекрасными аналитиками, т.к. умеют просчитывать возможные риски, ищут пути выхода из сложных ситуаций, открыты новому. Для этой категории студентов характерны следующие показатели:
• средняя или переходящая в высокую учебная успеваемость,
• адекватная самооценка,
• средний или переходящий в высокий уровень эмоционального интеллекта.
41,1 % студентов имеют высокий уровень мотивации к достижению успеха. Мотивация достижения — это выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажды успеха» — активность — цель — «достижение успеха». Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата.
Полученные данные говорят о том, что студенты этой категории обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено ими как успех. Студенты этой категории отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало добиваться только успехов в свое деятельности, ищут такую деятельность, активно в неё включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У студентов данной категории в их когнитивной сфере обычно имеется стойкое ожидание успеха. Берясь за какую-нибудь работу, респонденты обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха и уверены в этом. Студенты этой категории рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Кроме того, для студентов этой категории характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
Согласно Х. Хекхаузену, студентов с преобладанием мотива достижения успеха отличают следующие характеристики: высокий уровень образования, высокий профессиональный уровень, раннее взросление (в частности, психологическое). Опрошенные студенты придают большее значение успехам, чем престижу. Студенты этой категории способны адекватно оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Они проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. Эти студенты предпочитают задачи средней или слегка повышенной степени трудности, так как при их решении старание и способности могут проявиться наилучшим образом. Для студентов данной категории, как для людей, стремящихся к успеху в деятельности, привлекательность задачи, интерес к ней после неудачи в её решении только возрастает.
Согласно Х. Хекхаузену, студенты, мотивированные на успех, в ситуации выбора между немедленным, но малым вознаграждением, или большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее. Они склонны фокусироваться на «большой цели», они также предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования, процесса принятия решения. Студенты этой категории не нуждаются в быстром достижении успеха, более того, они могут достаточно долго ждать. Таким образом, можно сделать вывод, что студенты, мотивированные на успех, свои достижения приписывает внутриличностным факторам (своим способностям, старанию и т.п.), а не внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.) [2].
После изучения преобладающего в деятельности студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание» мотива, им предлагалось пройти диагностику по критерию «степень готовности личности к риску». Полученные в ходе исследования данные представлены на рисунке 2.



Рисунок 2 – Степень готовности к риску у студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание», обучающихся в ВУЗах Казахстана

Анализ результатов диагностики степени готовности к риску обучающихся по специальности «Социальная педагогика и самопознание», обучающихся в ВУЗах Казахстана, к риску показал, что у 38,4 % студентов высокая степень готовности к риску, 34,4 % студентов имеют среднюю степень готовности к риску, для 27,4 % студентов свойственна низкая готовность к риску. Готовность к риску связана с такими свойствами человека, как импульсивность, возбудимость, агрессивность, склонность к доминированию, самоутверждению, также она зависит от пола (мужчины более рискованны). Готовность к риску прямо пропорциональна числу допущенных ошибок [1, с.176]. Риск сопутствует творческой деятельности человека, а часто он просто необходим для выживания. Многие решения приобретают рискованный характер, потому что невозможно предугадать их последствий. В соответствии с этим любое решение рискованно в той или иной степени и принимается в целях обеспечения психологической безопасности личности. Риск не только характеризует деятельность человека, как ориентированную на возможность неуспеха, но и показывает умение просчитать ситуацию, и способность человека изменять ее в соответствии с его целями [3].
Проявление готовности студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание» к риску зависит от многих факторов среды.
По результатам анализа данных, полученных при обработке шкалы «мотивационная готовность» анкеты «Определение готовности социального педагога к работе с одаренными детьми» высокий уровень мотивационной готовности к работе с одаренными детьми был выявлен у 27,4% респондентов. Средний (достаточный) уровень мотивационной готовности характерен для большинства опрошенных студентов (54,8%), низкий уровень мотивационной готовности диагностирован у 17,8% опрошенных студентов (см. рисунок 3).



Рисунок 3 – Уровень развития мотивационного компонента готовности социальных педагогов, обучающихся в ВУЗах Казахстана, к работе с одаренными детьми

Выводы, полученные в рамках исследования мотивационного компонента готовности социальных педагогов, обучающихся в ВУЗах Казахстана, к работе с одаренными детьми:
1. Высокий уровень развития мотивационного компонента готовности социального педагога к работе с одаренными детьми был выявлен у 27,4 % принявших в исследовании студентов. Средний уровень диагностирован у большей части респондентов (54,8 % от общего количества опрошенных студентов), низкий уровень развития мотивационного компонента, на момент проведения исследования, характерен для17,8 % студентов ― социальных педагогов.
2. В рамках диссертационного исследования мотивационного компонента готовности социальных педагогов к работе с одаренными детьми была обнаружена положительная корреляция между показателями «преобладающего в деятельности личности мотива» и «степени готовности к риску». Т.е. чем более высокой была степень готовности респондентов к риску, тем более респонденты были мотивированны на успех. Чем же более высока была мотивация к избеганию неудач, присчитыванию возможных ошибок, тем менее опрошенные студенты были склонны к риску, т.к. риск в данном случае нес для них опасность, ситуации, которые невозможно или сложно просчитать заранее. Студенты же, изначально, мотивированные только на успех, не страшились ошибки, непредсказуемости рискованной ситуации, в которую они могут попасть при оказании социально-педагогической помощи и поддержки одаренным детям, их родителям и работающим с одаренными детьми педагогам-предметникам. Риск не только не вызывал у них свойственного респондентам, мотивированным на неудачу, оцепенения и мыслительного ступора, а даже подбадривал их, помогая держать себя в состоянии постоянной психической мобильности. Студенты, изначально мотивированные и уверенные в своем успехе, анализировали перечень возможных негативных последствий, исходя из того, что при любом рискованном решении неизбежны потери, основная задача – это минимизировать их при социально-педагогической работе с одаренными детьми.
3.У всех респондентов мужского пола (3,4 % от общего количества опрошенных студентов) преобладающим в деятельности мотивом является мотив достижения успеха. Также было выявлено, что 100% респондентов мужского пола имеют высокую степень готовности к риску, что доказывает теорию о преобладании риска у мужчин по сравнению с женщинами. Для всех респондентов мужского пола по результатам диссертационного исследования характерна умеренная тревожность, адекватная самооценка, высокий уровень развития мотивационного компонента готовности к работе с одаренными детьми.

Список использованных источников:
1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Высшее образование», — 3-е изд., перераб. И доп.-Ростов н/Д: «Феникс», 2004. —544 с.
2. Шпаковская И.А. Влияние мотивации достижения успеха и избежания неудач на поведение человека (женский аспект проблемы) [Текст] / И.А. Шпаковская. ― М., 2007.
3. Информация с сайта «Effecton» ― комплекс психологических программ.
Категория: Статьи | Добавил: MelmeLissa (24.02.2014) | Автор: Анастасия Викторовна E
Просмотров: 1310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на //sabak.ucoz.org обязательна © 2024Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика