Межпредметные связи на уроке музыки в общеобразовательной школе - Статьи - Материалы педагогов - Каталог статей - Сайт творческих учителей Казахстана

Среда, 07.12.2016, 00:50
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 320
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Статьи

Межпредметные связи на уроке музыки в общеобразовательной школе

Целью учебного предмета «Музыка» является формирование основ музыкальной культуры учеников, воспитание средствами музыки духовно-нравственной творческой личности, умеющей применять полученные знания и умения в учебной деятельности и различных жизненных ситуациях. Задачами обучения является обучения является развитие творческого мышления и воображения, активизация познавательной деятельности учеников, и осуществлению этого способствует использование межпредметных связей на уроках музыки. мышления и воображения, активизация познавательной деятельности учеников, и осуществлению этого способствует использование межпредметных связей на уроках музыки.
Всестороннее исследование проблемы межпредметных связей имеет принципиальное значение как для развития научных, теоретических основ педагогики, так и для практической деятельности учителей. Именно межпредметные связи призваны обеспечить единую методологическую основу предметной системы в целом на базе выделения таких систематизирующих научных идей, которые должны пронизывать обучение по всем предметам. Процесс обучения в целом неразрывно связан с данной педагогической категорией "межпредметные связи". Трактовка этого понятия в литературе неоднозначна. В "Педагогическом словаре" оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам. Р.Ф. Федорец определяет межпредметные связи как педагогическую категорию "для обозначения синтезирующих интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве". Содержание любого учебного предмета, так или иначе, связано с другими, изучаемыми предметами. Межпредметные связи, прежде всего, предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учетом учебно-воспитательных
задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.

Учителю музыки необходимо иметь представление о программах по культуре и истории Казахстана, чтению, казахской и русской литературе, всемирной истории, изобразительному искусству, географии, физической культур. Это необходимо для того, чтобы знать, в каких случаях он может опереться на ранее полученные сведения, а когда уроки музыки будут подготавливать ребят к восприятию материала по другим дисциплинам. «Чем больше различных жизненных связей музыки будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь!» - это слова композитора и педагога, посвятившего свою жизнь детям, Д.Б. Кабалевского. Наиболее полно межпредметные связи выступают в содержании родственных предметов, в том числе художественно-гуманитарного цикла.

Ребенок мыслит конкретно. Он с раннего возраста привыкает передавать окружающие его предметы, явления жизни на бумаге. Язык рисунка малышу хорошо знаком и понятен, именно поэтому мы и привлекаем учащихся к передаче чувств, мыслей, настроений, характера прослушанной музыки через рисунок. В первом классе мы просим проиллюстрировать попевку «Дон-дон" . Еще до получения задания - отразить в рисунке состояние действующих персонажей попевки - ребята приходят к выводу, что музыка выражает тревогу. Учитель просит нарисовать картину так, чтобы, глядя на неё, возникало ощущение тревоги. В работах ребят это передается оранжевым, красным, чёрным и серым тонами. Всё это помогает ярче прочувствовать настроение музыки и исполнить попевку намного выразительнее и эмоциональнее.

Помимо собственных рисунков ребят, которые им предлагается выполнить в соответствии с изучаемым на уроках музыкальным материалом, в раскрытии темы урока, в достижении необходимого накала эмоций, в возникновении остроты мироощущения неоценимую помощь может оказать использование высокохудожественных образцов изобразительного искусства. Зрительные образы, создаваемые картинами художников, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы. Правдивое искусство сильнее воздействует на чувства детей, вызывает определенные переживания, радость или печаль, негодование или гордость. На каком уроке, в какой его момент использовать произведение живописи, подскажет сама музыка. образцов изобразительного искусства. Зрительные образы, создаваемые картинами художников, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы. Правдивое искусство сильнее воздействует на чувства детей, вызывает определенные переживания, радость или печаль, негодование или гордость. На каком уроке, в какой его момент использовать произведение живописи, подскажет сама музыка.

В связи с разучиванием в 3 классе песни А. Жубанова «Ақ көгершін» желательно, чтобы в классе присутствовал плакат французского художника П. Пикассо «Голубь мира». На этом примере прослеживается не только связь музыки и живописи, но и имеет колоссальное значение в нравственном воспитании учащихся. В одной из статей Пикассо писал: «Живопись делается не для украшения жилища. Она — инструмент войны для атаки и победы над врагом». И таким «инструментом войны» против войны стал плакат «Голубь мира» - символ веры в мир и счастье человечества. За этот плакат художник был удостоен Международной премии мира.

На уроках музыки прослеживается связь не только с живописью, но и с

литературой, историей, географией, хореографией и т.д. Так, например, в

начальной школе, особенно в первых классах, неотъемлемой частью урока должны быть физ. минутки. И, конечно, на уроках музыки они становятся танцами и играми, а в теме 4 класса широко проявляются связи музыки с литературой, историей и географией.

В 6 классе при изучении творчества Г. Шуберта и его баллады «Лесной царь» на слова И. Гёте, невозможно провести урок без детального изучения текста баллады и художественных образов произведения. Произведение Г. Шуберта звучит на немецком языке, поэтому выразительное чтение текста учителем имеет огромное значение.

Ученики выясняют, что в произведении четыре образа — рассказчик, отец, младенец, Лесной царь. Ребята прослеживают, как изменяется настроение и эмоциональное состояние каждого героя: как вначале просто испуганный Младенец становится к концу баллады обезумевшим от ужаса; как отцу, пытающемуся успокоить его, постепенно передается состояние страха его маленького сына; как Лесной царь из сладостно завораживающего персонажа становится угрожающим, и ребята понимают, что это сама Смерть; как Рассказчик, спокойно повествующий о событиях, становится встревоженным и сопереживающим происходящему. И, конечно, логичным завершением урока становится просьба учителя сделать рисунки для выражения своего эмоционального впечатления и более полного раскрытия образов героев баллады.

При изучении темы "Музыка в театре" привлекаются знания, полученные учащимися на уроках литературы: начальные сведения об образности художественной литературы, понятия "художественный образ", "жизненная правда и художественный вымысел" в литературном произведении, "тема и идея произведения"; понятие о диалоге и монологе, о литературном герое; портрет литературного героя. Примером этого могут послужить опера «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, «Пер Гюнт» Э. Грига и. т. д.

Кроме этого, в раскрытии образа героя музыкального произведения, используются понятия, получаемые школьниками на уроках изобразительного искусства при прохождении тем: "Портретный жанр в живописи, графике, скульптуре", "Расширение представлений о портретном жанре", "Индивидуальное и типичное в портрете".

В процессе ознакомления учащихся с музыкальной культурой народов ближнего зарубежья рекомендуется использовать знания, получаемые школьниками на уроках географии и истории.

Приучая школьников работать с книгами о музыке, музыкальными справочниками, журналами, полезно опираться на их умения пользоваться справочными материалами, полученные на уроках русского языка и литературы, - умение собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом

темы и основной мысли; умение пользоваться словарями: толковым и иностранных слов. Таким образом, формирование связей предмета «Музыка» с другими школьными дисциплинами должно быть направлено:

- на установление общности учебных предметов с позиции цели основных принципов обучения;

- на включение опыта эмоционально - нравственного отношения человека к действительности, заключённого в произведениях искусства;

- на установление единства подхода к ключевым знаниям и отбору художественного материала программы;

- на разработку и применение методов, ведущих к организации целостного урока искусства к успешному усвоению школьниками его содержания.

Активно используя на уроках музыки межпредметные связи, опираясь на знания детей и их жизненный опыт, жизненный опыт, вызывая у ученика эстетическое переживание, осознание и ощущение прекрасного, организуя «внутренний диалог» с самим собой и с героями произведения, учитель помогает ребенку не только познать мир и его законы, но и познать собственное внутреннее «я». Ведь искусство незаметно, ненавязчиво и в то же время активно формирует отношение человека к миру и самому себе. переживание, осознание и ощущение прекрасного, организуя «внутренний диалог» с самим собой и с героями произведения, учитель помогает ребенку не только познать

мир и его законы, но и познать собственное внутреннее «я». Ведь искусство

незаметно, ненавязчиво и в то же время активно формирует отношение человека к миру и самому себе.

Литература:

1. Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году. – Астана, 20132. Абдуллин Э.Б. Межпредметные связи в содержании музыкального обучения. - М.: Просвещение, 1993.

3. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М., I977.

4. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 198 5. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» - М., 2005

6. Полякова С.В. Использование произведений изобразительного искусства на уроках музыки. - Алматы, 2003.

7. Федорец Р.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Л.,1983.

Категория: Статьи | Добавил: dorra (28.07.2014) | Автор: Полтушева Ирина Михайловна E
Просмотров: 1485 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика