Межпредметные связи на уроке музыки в общеобразовательной школе - Статьи - Материалы педагогов - Каталог статей - Сайт творческих учителей Казахстана

Пятница, 24.03.2017, 13:08
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 367
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Статьи

Межпредметные связи на уроке музыки в общеобразовательной школе

Целью учебного предмета «Музыка» является формирование основ музыкальной культуры учеников, воспитание средствами музыки духовно-нравственной творческой личности, умеющей применять полученные знания и умения в учебной деятельности и различных жизненных ситуациях. Задачами обучения является обучения является развитие творческого мышления и воображения, активизация познавательной деятельности учеников, и осуществлению этого способствует использование межпредметных связей на уроках музыки. мышления и воображения, активизация познавательной деятельности учеников, и осуществлению этого способствует использование межпредметных связей на уроках музыки.
Всестороннее исследование проблемы межпредметных связей имеет принципиальное значение как для развития научных, теоретических основ педагогики, так и для практической деятельности учителей. Именно межпредметные связи призваны обеспечить единую методологическую основу предметной системы в целом на базе выделения таких систематизирующих научных идей, которые должны пронизывать обучение по всем предметам. Процесс обучения в целом неразрывно связан с данной педагогической категорией "межпредметные связи". Трактовка этого понятия в литературе неоднозначна. В "Педагогическом словаре" оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам. Р.Ф. Федорец определяет межпредметные связи как педагогическую категорию "для обозначения синтезирующих интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве". Содержание любого учебного предмета, так или иначе, связано с другими, изучаемыми предметами. Межпредметные связи, прежде всего, предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учетом учебно-воспитательных
задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.

Учителю музыки необходимо иметь представление о программах по культуре и истории Казахстана, чтению, казахской и русской литературе, всемирной истории, изобразительному искусству, географии, физической культур. Это необходимо для того, чтобы знать, в каких случаях он может опереться на ранее полученные сведения, а когда уроки музыки будут подготавливать ребят к восприятию материала по другим дисциплинам. «Чем больше различных жизненных связей музыки будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь!» - это слова композитора и педагога, посвятившего свою жизнь детям, Д.Б. Кабалевского. Наиболее полно межпредметные связи выступают в содержании родственных предметов, в том числе художественно-гуманитарного цикла.

Ребенок мыслит конкретно. Он с раннего возраста привыкает передавать окружающие его предметы, явления жизни на бумаге. Язык рисунка малышу хорошо знаком и понятен, именно поэтому мы и привлекаем учащихся к передаче чувств, мыслей, настроений, характера прослушанной музыки через рисунок. В первом классе мы просим проиллюстрировать попевку «Дон-дон" . Еще до получения задания - отразить в рисунке состояние действующих персонажей попевки - ребята приходят к выводу, что музыка выражает тревогу. Учитель просит нарисовать картину так, чтобы, глядя на неё, возникало ощущение тревоги. В работах ребят это передается оранжевым, красным, чёрным и серым тонами. Всё это помогает ярче прочувствовать настроение музыки и исполнить попевку намного выразительнее и эмоциональнее.

Помимо собственных рисунков ребят, которые им предлагается выполнить в соответствии с изучаемым на уроках музыкальным материалом, в раскрытии темы урока, в достижении необходимого накала эмоций, в возникновении остроты мироощущения неоценимую помощь может оказать использование высокохудожественных образцов изобразительного искусства. Зрительные образы, создаваемые картинами художников, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы. Правдивое искусство сильнее воздействует на чувства детей, вызывает определенные переживания, радость или печаль, негодование или гордость. На каком уроке, в какой его момент использовать произведение живописи, подскажет сама музыка. образцов изобразительного искусства. Зрительные образы, создаваемые картинами художников, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы. Правдивое искусство сильнее воздействует на чувства детей, вызывает определенные переживания, радость или печаль, негодование или гордость. На каком уроке, в какой его момент использовать произведение живописи, подскажет сама музыка.

В связи с разучиванием в 3 классе песни А. Жубанова «Ақ көгершін» желательно, чтобы в классе присутствовал плакат французского художника П. Пикассо «Голубь мира». На этом примере прослеживается не только связь музыки и живописи, но и имеет колоссальное значение в нравственном воспитании учащихся. В одной из статей Пикассо писал: «Живопись делается не для украшения жилища. Она — инструмент войны для атаки и победы над врагом». И таким «инструментом войны» против войны стал плакат «Голубь мира» - символ веры в мир и счастье человечества. За этот плакат художник был удостоен Международной премии мира.

На уроках музыки прослеживается связь не только с живописью, но и с

литературой, историей, географией, хореографией и т.д. Так, например, в

начальной школе, особенно в пе