Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики - Статьи - Материалы педагогов - Каталог статей - Сайт творческих учителей Казахстана

Воскресенье, 04.12.2016, 23:24
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 317
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Наурызбаева Е.В. Учитель математики 1 категории
Восточно-казахстанская обл., Бородулихинский район, с.Новая Шульба,
КГУ «сш им.Комарова»
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
В мудрых изречениях предков говорится, что мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мной, как учителем, встают вопросы: «Как учить в век информатизации человека творчески мыслящего, человека будущего?», «Как повысить качество обученности школьников?». Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа. Поэтому тема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики» является очень актуальной.
Каждый ребёнок уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему полгода. Как научить всех? Одним из реальных механизмов, позволяющих ответить на этот вопрос, является уровневая дифференциация. Главная установка такого подхода - формирование положительной мотивации учения у школьников. Ключевым моментом в организации учебного процесса является создание таких условий, при которых каждый из обучаемых испытал бы учебный успех, смог бы увидеть свои достижения и захотел ликвидировать пробелы в своих знаниях и умениях.
Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приёмов , которые выбирает учитель. На уроках стараюсь добиться духа доброжелательности. Ведь известно, что предмет, который преподается в атмосфере дружелюбия и увлечённости, ребята любят больше всего. Знакомлюсь с детьми, посещая уроки выпускного класса начальной школы.
Взяв пятиклассников , наблюдаю за ними в течение учебного года, анализирую способности детей, тип характера, особенности нервной деятельности . При работе с пятиклассниками и шестиклассниками стараюсь помнить наставления Я.А.Каменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Но, с другой стороны, учение без препятствий, без трудностей вызвало бы мало интереса, не вело бы к развитию учащихся. Трудности надо учить преодолевать.
1

Неоценимую помощь в этом оказывает комплект учебников, методических, дидактических пособий для 5-6 классов. Структура учебника и дополнительного материала позволяет строить уроки с учётом индивидуальных особенностей детей, развивая их творчество.
Перед разными категориями учащихся ставлю различные цели: одни ученики должны достичь усвоения базового уровня, а другие , проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями, должны добиться более высоких результатов.
В соответствии с этим в классе выделяю 2 группы учащихся: группа базового уровня и группа повышенного уровня. Возможен переход из группы базового уровня, если ученик будет свободно владеть материалом, соответствующим стандарту. Остановлюсь на характеристике учащихся каждой группы. Учащиеся 1 группы отличаются медлительностью умственных действий, у них проблемы в знаниях программного материала.
Такие учащиеся работают по принципу «сигнал-ответ», т.е. ученики при выполнении заданий используют набор опорных сигналов. Учащиеся 1 группы испытывают трудности при решении задач. Контрольные и самостоятельные работы предлагаю базового уровня сложности, чтобы у таких ребят появилась уверенность в её выполнении полностью. Учащиеся 2 группы имеют достаточные знания программного материала, активно их применяют на практике, самостоятельно мыслят, умеют классифицировать задания, быстро переключаться с одного типа задач на другой, способны решать задачу различными способами. Среди этой группы есть несколько учеников , которые отличаются нестандартностью математической мысли. Они умеют выдвигать гипотезы, идеи решения задач. Дифференцированный подход осуществляю на разных этапах урока. На этапе объяснения нового материала в основном работаю со всем классом, хотя и не исключены сообщения внепрограммного материала для 2 группы. После выполнения нескольких упражнений на доске, учащиеся приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Уровень 1(базовый) содержит большое количество простых упражнений с постепенным нарастанием трудности. В заданиях 2 группы преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и нестандартных приёмов решения. Нередко учащиеся 2 группы выступают консультантами для учащихся 1 группы.
В процессе обучения учащиеся выполняют различные творческие и исследовательские работы, начиная от газет, простых моделей оригами и многогранников из бумаги в 5-6 классах до реферативных и исследовательских работ в более старшем возрасте.
Система математических соревнований, которую я применяю, помогает заинтересовать детей и даёт очень хорошие результаты в плане психологического раскрепощения. Мои учащиеся ежегодно принимают участие в школьных, районных, областных олимпиадах, конкурсах: «Тулпар», «Малахит», Ак бота», «Асыл тас», «Кенгуру», «Саугелек», есть среди них и победители.

2
Проявление интереса к предмету добиваюсь путём применения инновационных технологий в обучении. На уроках применяю ИКТ, что создаёт предпосылки для интенсификации образовательного процесса, позволяют повысить интерес к предмету, развить самостоятельность, критичность мышления. Интересными получились презентации «В царстве математики», «Математика и окружающий мир», «Задачи из казахской занимательной арифметики», «Красота осевой симметрии» и др.
На уроках применяю следующие игровые ситуации и математические игры: кроссворды, эстафеты, «светофор», «мордашки», «да - нетка», «брейн - ринг», «М-ралли», «М-Ассорти», «М - Калейдоскоп» работа в группах, исторические экскурсы, жизненные факты, тестирование, «М-Айтыс», и т.д. Так, открытый урок «Полет на планету Х» по алгебре в 8 кл. на тему: Квадратные уравнения, проведенный мною прошел живо и интересно. Форма проведения урока – «Полет на планету Х», оформленный в виде презентаций, ребята на уроке проследовали всю схему полета, состоящую НМО (неопознанных математических объектов) – задач, которые они решали, здесь – решение ребусов, исторический экскурс, литература в математике, кодированные ответы к уравнениям, в результате решения которых ребята узнали дату полета первого Казахстанского Космонавта Т. Аубакирова, дату полета Космонавта Т. Мусабаева, фронтальная, парная работа на знание терминов по данной теме урока на двух языках: теңдеу-уравнение, Виета теоремасы – теорема Виета, квадрат теңдеу – квадратное уравнение и т.д.
Урок – «Путешествие во владения обыкновенных дробей» 5кл, учащиеся проводили путешествие, по карте преодолевая различные математические препятствия: ребусы, кроссворды, кодированные ответы, математическое лото, применялась групповая работа.
Наблюдения за детьми, беседа с коллегами, изучение педагогической литературы позволяет говорить о том, что дети играют сами в различные игры, которые помогают педагогу без проведения специальных исследований определить взаимоотношения детей в коллективе, межличностные отношения и т.д., т.е. игра выполняет различные функции, в том числе диагностические. Итак, сущность игры – это самостоятельный вид развивающей деятельности, самая свободная и естественная форма проявления деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения, это свобода самораскрытия с опорой на подсознания, разум и творчество.
С целью заинтересовать учащихся, активизировать их познавательную деятельность, осуществлять дифференцированный подход, заботиться о развитии взаимопомощи, взаимоконтроля на уроках применяю различные формы КСО: групповая работа, групповой опрос, парная работа. Групповая форма обучения применяется нечасто, требует особых организационных усилий, но зато дает заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся.
3
Опыт показывает, что групповая работа полезна и сильным, и средним, и слабым учащимся. Однако желаемые результаты она приносит только в сочетании с другими формами организации обучения.
Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который провожу для повторения и закрепления материала после завершения определённого раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. Так, на уроках геометрии образую гетерогенные группы, в которых консультанты опрашивают доказательство теоремы Пифагора, признаки равенства треугольников и др. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все другие члены группы. Как правило, после групповой работы по определённой теме предлагаю учащимся самостоятельную, контрольную работу или тест.
Самым простым групповым занятием является работа группы, состоящей из двух человек - парная работа. Суть этой технологии заключается в передаче обучающимся функции учителя: информационных, организационных, контрольных и частично оценивающих. Специфика состоит в том, что каждый учащийся одновременно является и обучаемым и обучающим. Состав пар определяет учитель, учитывая взаимные симпатии и работоспособность пары. Работа в парах может носить односторонний характер (сильный помогает слабому) или двусторонний (взаимопомощь).
На уроке-сказке по теме: «Умножение и деление натуральных чисел» 5 класс, работая в паре, учащиеся узнали фамилию немецкого математика, который ввёл в 17 веке знаки «*» и «/».
При изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе предлагаю учащимся поработать в паре с карточками, в которых поэтическое и выразительное содержание обеспечивается сравнительно небольшим набором точек. Я выдаю каждому ученику 2 карточки: 1 с заданием, т.е. с перечнем координат, а 2 с рисунком, но рисунок не соответствует заданию, Дети выполняют свои рисунки в соответствии с полученным набором точек, а готовым рисунком пользуются при проверке работы товарища. Ученик с интересом решает двойную задачу: изображает точки по данным координатам, а затем - по данной точке устанавливает ее координаты. В дальнейшем школьники сами составляют различные изображения на координатной плоскости.

4

Любые технологии сами по себе еще не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий, личности учителя, учащихся.
Категория: Статьи | Добавил: лена (11.11.2014) | Автор: Елена E
Просмотров: 585 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика