Оценивание для обучения и оценивание обучения. - Статьи - Материалы педагогов - Каталог статей - Сайт творческих учителей Казахстана

Понедельник, 05.12.2016, 19:41
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 346
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Статьи

Оценивание для обучения и оценивание обучения.
Алматинская область
Каратальский район
Средняя школа имени М.Горького с ДМЦ
Учитель начальных классов
БайгазаковаСаулешТурсынбаевна

Оценивание для обучения и оценивание обучения.
Добрый день, уважаемые участники и гости конференции!
Я рада приветствовать Вас перед началом нового учебного года на традиционной августовской педагогической конференции. Хочется, чтобы сегодня работа конференции определила перспективы на будущее, наполнила праздничным настроением этот день и вселила в нас надежду и веру в дальнейший успех.
Хочу представить вашему вниманию один из семи модулей «Оценивание для обучения и оценивание обучения».
Эпиграфом к своему выступлению я выбрала высказывание М. Барбера «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников». Кембриджский университет совместно с Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» разработал многоуровневую Программу курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан. В программе курсов рассматриваются два вида оценивания: формативное и суммативное. Что значит «оценивать»? Cлово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру.
Современное оценивание должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.
Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель.
Формативное оценивание используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно); При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении.
Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе.
Таким образом, оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции.
Давайте посмотрим, что же необходимо для формативного оценивания:
1) знание и понимание учащимися целей обучения
2) эффективная обратная связь с учениками
3) активное участие учащихся в процессе собственного познания
4) знание и понимание учащимися критериев оценивания
5) возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)
6) корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.
Рассмотрим каждый из этих пунктов.
1). Знание и понимание учащимися целей обучения.
Цели должны быть широкие, формулироваться в виде вопросов. Ребенок должен четко знать к какому результату он должен прийти. Результаты должны быть конкретные, наблюдаемые, измеримые, должны формулироваться с помощью глаголов, отвечать на вопрос учебной цели. Как сделать, чтобы ученик понимал цели обучения? На начальном этапе учитель разрабатывает, доводит до сведения и обсуждает со школьниками цели урока. Регулярные обсуждения в последующем могут перерасти в традицию совместной разработки учебных целей. Теперь давайте рассмотрим постановку целей SMART. В результате ее использования ученик научится ставить цель: конкретную (Specific), измеримую (Measurable), достижимую (Achievable), значимую (Relevant), определенную во времени (Timed/Timed-bound). Сравните два вида формулирования цели: 1) «улучшить знания по математике» ; 2) Цель (на основе SMART): «научиться решать задачи двумя способами в течение двух недель». теперь проанализируем данные цели. Как вы видите, первая цель неконкретная, измерить ее сложно, для ее достижения не определен срок. Во второй же цели присутствуют все характеристики SMART, она достижима.
2) Обратная связь.
Должна быть чёткой, понятной, своевременной и по теме. Она дает представление о том, как идет процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах в знаниях каждого ученика, проходит в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставляет время для того, чтобы ученики дали верный ответ, исправили ошибки или сменили направление мышления, обеспечивает успех обучения. Приведем примеры эффективной обратной связи:
1.Учитель в конце урока просит учеников выделить три основные идеи изученной темы и выразить их своими словами
2. В начале урока учитель записывает на доске ключевые термины темы и просит учеников дать им свое определение. По мере изучения темы учитель вновь предлагает ученикам дать определение этих же терминов и сравнить их с первоначальными
3. Учитель предлагает ученикам прочитать текст из учебника и пометить непонятные слова и фразы с последующим их обсуждением.
Также можно использовать методику «Недельные отчеты», где каждый учащийся дает ответы на следующие вопросы:
• Чему я научился за эту неделю?
• Какие вопросы остались для меня неясными?
• Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы
проверить, поняли ли они материал?
Подведем итог: Обратная связь является положительной. Учитель – позитивен, предлагает ученику свою помощь в выполнении задания и сконцентрирован на задаче обучения. Чем больше информации получает учитель о том, что знают и думают учащиеся, как они учатся, тем больше у него возможностей для совершенствования преподавания и повышения успехов своих учеников.
3) Активное участие учащихся в процессе собственного познания.
Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать:
- применять его
- искать условия и границы применимости
- преобразовывать, расширять и дополнять
- находить новые связи и соотношения
- рассматривать в разных моделях и контекстах.
4) Знание и понимание учащимися критериев оценивания.
Практика показывает, что разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех. Совместная разработка критериев позволит сформировать позитивное отношение к оцениванию. Умение производить оценку на основе критериев останется с человеком на всю жизнь. Отсюда сделаем вывод, что
- Правильно выработанные критерии оценивания позволяют всесторонне измерить глубину понимания учебного материала
- Критерии и их градация ясно демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его знания, и что от него ожидается.
5) Возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия).
Ученики должны научиться самооценке с тем, чтобы могли понимать цель своего учения и как достигать успеха.
Для самооценивания можно использовать:
- различные формы выходных карт,
- таблицы самооценки и взаимооценки,
- вопросы для размышления и т.д.
6) Корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.
Формативное оценивание и преподавание неразделимы. Применение формативного оценивания является сущностью эффективного преподавания, оно может стать мощным инструментом для улучшения обучения .Формативное оценивание – необходимая составляющая интерактивного преподавания, при котором:
- внедряется культура совместного обсуждения в классе
- развиваются навыки критического и творческого мышления
- формируется среда, поощряющая вопросы учащихся
- поддерживается уверенность учеников в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты
- предоставляются учащимся примеры того, что от них ожидают.
Таким образом, мы видим, что процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание и преподавание неразделимы
Хочу немного поделиться опытом оценивания из своей практики. Готовясь к урокам, я находилась в постоянном поиске, старалась найти такие методы оценивания, чтобы реализовать концепцию «Оценивание для обучения». Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на разных этапах урока. Для этого я сначала раздала каждому ученику лист оценивания (кармашки с нумерацией этапов урока), куда они после получения оценки на определенном этапе урока вкладывали жетоны разных цветов, соответствующие оценкам «5», «4», «3», «2». В конце урока нужно было подвести итоги оценивания. Но мне этот метод не совсем понравился потому что, во-первых: лист оценивания видит только его обладатель, а остальные учащиеся не видят оценок друг друга; во-вторых: данный метод отнимает слишком много времени. Поэтому на следующий урок я повесила на доску экран оценивания, где так же за каждое задание выставлялись жетоны разных цветов. Экран оценивания удобен тем, что на нем отражаются достижения каждого школьника. Ученик видит, где, над какими заданиями ему еще нужно поработать. Как ни странно, но у некоторых оценки ухудшились, потому что при такой «прозрачности» уже завысить невозможно. Те, кто сообразил, «как это работает», наоборот улучшили результаты.
Мною применялись следующие техники формативного оценивания на уроках:
- «Словесная оценка». Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока.
-«Две звезды, 1 желание». Этот вид работы способствовал видеть «минусы» и делать не только критические замечания, но и главное, что важно, в первую очередь, говорить о «плюсах» в работе. Можно проводить как устно, так и письменно, как коллективно, так и индивидуально.
-«Светофор». Техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь».
-«Незаконченное предложение». Учащиеся должны закончить предложение, например,
На уроке мне было важно и интересно…
Сегодня на уроке я понял…
Хотелось бы узнать…
Этот вид работы часто использую на этапе урока «Рефлексия».
- «Взаимооценивание в парах». Этот вид работы можно проводить в парах, где учащиеся могут проверить друг друга и сказать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов.
- «Взаимооценивание в группе» проводила с помощью «Оценочного листа», хочу отметить, что при наличии критериев для оценивания оценка будет более объективной.
- «Самооценивание» проводила в различных видах: а)самооценивание при помощи целей, которые они сформулировали в начале урока; б) самооценивание как обзор группы; в) самооценивание при помощи образцов ответов; в)самооценивание при помощи формативного теста.
Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке. Проверка и оценивание проводились по эталонам и критериям, данным мною на доске. Хочу здесь отметить, что при самооценке не все ученики оценивали себя объективно, часто оценки были завышены и не соответствовали данным критериям. После урока я перепроверяла работы учащихся, находила несоответствия, доводила эти факты до учеников. Поняв свои ошибки, школьники стали подходить к данному заданию более объективно. Также для объективности выставления оценок при взаимооценивании карточки с выполненными заданиями для проверки и оценивания меняла между малыми группами. Ученик одной малой группы уже не знал, кто проверял и оценивал его работу. Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят время на уроке. Если же нужно было оценить работу школьников в стратегии «дуэль» или «аквариум», то здесь все учащиеся класса становились наблюдателями и оценщиками их работы. В принципе такая форма оценивания меня устраивала, она являлась формативной, помогала ученикам увидеть и оценить результаты своей работы.
Работа в группах, думаю, не оставляет никого равнодушным: есть рабочий шумок, свобода действий, возможность самовыражения. Но меня стало волновать другое: оценивание учеников при работе в группе, так как я не могла точно определить вклад каждого школьника в работу малой группы. В Руководстве для учителя сказано, слово «оценивание» происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным признаком является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании и поведении. И здесь мне на помощь пришли лидеры групп. Лидерами в группах оказались сильные способные ученики. Каждый лидер в начале урока получал лист оценивания, где были написаны виды работ, которые нужно было оценить. Они с удовольствием выполняли эту работу и наблюдали за вкладом каждого члена малой группы, оценивали его достижения. К такому виду оценивания лидеры подходили очень критично и, на мой взгляд, объективно. Этим самым они облегчили мне работу по оцениванию. Суммативное же оценивание присутствовало при проведении и оценивании тестовых работ в конце серии уроков.Используя вышеназванные формы оценивания, я научилась видеть каждого ученика. Также я поняла всю важность и значение оценивания в учебном процессе, увидела, что я могу доверить оценивание самим учащимся. В своей дальнейшей работе при планировании урока продолжу применение данных форм оценивания,буду стараться более тщательно продумывать этап оценивания.
Для меня было важным понимание того, что в процессе обучения объектом оценки является деятельность ученика для достижения цели обучения. Следовательно, разработка цели обучения является основой всех видов оценивания и оценок. Цель обучения является основной частью урока, и вся деятельность учителя и учеников направлена на достижение этой цели. Цель обучения определяет процесс урока, методы и средства обучения и оценивания.
«Согласно исследованиям, совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти ключевых факторов:
1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи.
2. Активное участие учащихся в процессе учения.
3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
4. Признание влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся.
5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно» (Руководство учителя, с. 165)
Однако в процессе внедрения формативного оценивания я столкнулась с некоторыми трудностями, такими, как наличие огромной бумажной работы, непонимание материала, недостаточность времени. Для выполнения заданий учащимся требуется больше времени, а время на уроке ограничено. Так, чтобы сократить бумажную работу и время выполнения задания, старалась применять те формы оценивания, которые соответствовали бы моим методам преподавания, адаптируя к своему предмету, и были бы наиболее эффективными на данном этапе. По моему мнению, время на выполнение заданий по формативному оцениванию будет сокращаться только тогда, когда это войдет, как должное и обязательное, в учебный процесс, то есть путем частого использования.
Хочу также отметить положительные моменты оценивания для обучения, то есть то, чему научились ученики в процессе обучения:
• Работать в группе и парах
• Сопереживать, развивать эмпатию
• Видеть свои «+» и «-»
• Позитивно воспринимать критику
• Прослеживать понимание темы на каждом этапе урока
• Оценивать себя и других
• Прогнозировать свое обучение
Я считаю, что это неплохой результат и в будущем буду совершенствовать свои умения при использовании различных форм оценивания, потому что, как сказал Винг Чун: «Никто не станет лучше, даже если узнает "секретную" технику, если нет практики», только через опыт приходит мастерство, только при частом использовании формативного оценивания на уроках, можно добиться качественного и осмысленного выполнения данных заданий.
Уверенна, что мы, учителя, обучавшиеся на курсах повышения квалификации по Кембриджскому проекту, не захотим больше работать по-старому.
Использованная литература:
1. Глухова И.В. «Безотметочное оценивание знаний учащихся в начальной школе»
2. Пинская М. «Оценивание – способ повышения эффективности обучения»
3. Руководство для учителя, 2012 г.
4. Репкина А.Б., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. -Томск: Пеленг,1993.
5. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.: Рассказовъ, 2002.
6. Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. Критериальное оценивание в начальной школе. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011
Категория: Статьи | Добавил: vivat (18.03.2015) | Автор: Байгазакова Саулеш Турсынбаевна E
Просмотров: 2015 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика