Основные принципы преподавания внеклассного чтения в начальной школе - Статьи - Материалы педагогов - Каталог статей - Сайт творческих учителей Казахстана

Воскресенье, 11.12.2016, 03:17
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 320
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Статьи

Основные принципы преподавания внеклассного чтения в начальной школе

Научить ребенка воспринимать книгу всей душой, находить в ней ответы на волнующие вопросы – это ли не главное в работе учителя, при преподавании литературного чтения?

Школьный курс не способен в полной мере удовлетворить потребность ученика в чтении. Здесь дело даже не в естественном учительском долге научить ребенка читать. Речь идет о необходимости в его общем развитии. Максим Горький однажды сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книге».
Дети должны не просто читать, а хотеть этого. Любить книгу.

Опыт показывает, что в 1 класс дети приходят с разным уровнем жизненного опыта и готовностью к чтению. Есть читающие, но большинство впервые взяли книгу в руки лишь в школе.
Читающие дети чаще всего приходят из семей, где существует книжное окружение и соответствующая атмосфера – чтение вслух, обсуждение прочитанного, совместные переживания. Вот, почему принимая детей в первый класс, учитель просит родителей первоклассников указать в анкете, есть ли у них дома библиотека, что читали их дети? От себя всегда спрашиваю еще и, как они познакомили детей с книгой. Здесь следует отметить, что, как правило, в домашнем чтении отсутствует систем а, тематическая направленность чтения. Ребенок не знает, как работать с книгой. Она еще читателя из него не сделала.
Это пробел в образовании и даже не столько в рамках школьной программы, сколько в формировании личности, или даже если хотите – воспитании.
Внеклассное чтение подготавливает сознание и чувство детей к самостоятельному выбору и чтению в будущем различных художественных и научно-познавательных книг.
Сейчас у меня 3-й класс. Урок внеклассного чтения проводится еженедельно.
Дать ученику книгу в руки – мало. Надо еще помочь не остаться с ней один на один. Книгу надо выбирать по заданной теме, приучить ребенка увидеть за внешними приметами содержание – это одна из основных учительских задач на уроках литературного чтения. Учитель, знакомя детей со сказками, загадками, стихами и рассказами, знакомит их с книгой вообще, преподносит им элементы читательской азбуки. На этом этапе я стараюсь ограничивать внимание детей несколькими темами, связывая их с учебным планом по чтению.
Возьмем для примера «Родник» Ибрая Алтынсарина. Рассказ имеет не только художественную ценность. Он заставляет детей еще и задуматься. Такие произведения – первые шаги духовно-нравственного воспитания. Пути, где учитель выступает в роли проводника, подсказывая дорогу.
С особым интересом дети прочитали рассказ Валентины Осеевой «Долг». По этому поводу в классе разразилась небольшая дискуссия. Третьеклассники, а вполне грамотно обсуждали и замысел автора, и суть рассказа, и способ подачи. Даже мотивацию и Вани и Пети. Тот случай, когда ребят «зацепило». Произведение вызвало интерес. У школьников, можно сказать,
на моих глазах, развивалась читательская самостоятельность. Зарождалась «любовь к книге».
Вот это «зарождение» одна из главных учительских задач. Еще и потому, что не раз отмечала - плохой навык чтения часто служит причиной неуспеваемости учащихся по другим предметам. Недостатки в чтении не только затрудняют понимание написанного, но и вызывают в детях нелюбовь к чтению, в результате чего задерживается и их умственное развитие.
В этой связи, хочу упомянуть особую роль сказок во внеклассном чтении. Они, в силу своей самобытности, яркого фольклорного элемента несут колоссальную информационную составляющую. При этом, как никакой другой жанр, они имеют сильнейшее влияние на детские умы.
Российский и советский учёный, филолог-фольклорист Владимир Пропп писал о сказке так: «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь».
Для справедливости этого утверждения, приведу в пример народные сказки – казахскую – «Жигит и богач» и русскую – «Хрустальная гора».
Обе они обладают глубоким смыслом и большой привлекательностью, а значит и ценностью для ребенка. На жизненных примерах сообщает ребенку, что борьба с препятствиями неизбежна, это естественный ход жизни. Но если человек не оробеет, а стойко их встретит, то препятствия преодолимы.
Хорошей сказке, считал Самуил Маршак, свойственны «большой охват событий в быстром, даже стремительном темпе, с высокими подъемами и крутыми спусками, с живым, неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами».
Язык сказки доступен третьеклассникам. Она проста и в то же время таинственна.

Книга, предназначенная для работы с детьми, должна быть на тему дня: книги о доброте и отзывчивости, о трудолюбии и взаимной выручке, о человеческом подвиге (Николай Гарин-Михайловский «Экзамен», Абдулхак Игебаев «Мы встречаем День Победы», Борис Житков «Цветок»).

Прежде, чем приступить к самостоятельному знакомству с произведением, ребенок должен вначале ознакомиться с книгой.
Эта работа проводится по такому плану:
1.Беседа предшествующая чтению вслух;
2.Выразительное чтение учителем;
3.Коллективное воссоздание прослушанного;
4. Рекомендации, касающиеся возможной самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами во внеурочное время.

При знакомстве с книгой я активизирую читательский опыт учащихся, ставлю перед ними вопросы: с какими произведениями этого автора вы еще встречались? У кого в домашней библиотеке есть такая же книга?
Для более прочного восприятия часто прибегаю к повторному чтению, когда учащиеся после общего первичного впечатления могут подготовиться к ответу на заранее поставленный вопрос или выделить из текста деталь, подтверждающую догадку, мысль и т.д. Так, при повторном чтении произведения детям предлагается такое задание: прослушать рассказ еще раз и постараться понять - о чем он? Как соотносится название с содержанием? Почему герой рассказа поступил именно так и что было мотивом его поступка? Что нового дети узнали из произведения?
После чтения часто практикую пересказы-диалоги с сохранением элементов разговорной речи героев.

Особое место на уроках внеклассного чтения занимает поэзия. От того, как учитель преподаст поэтическое произведение, зависит и его восприятие детьми.
Так, на занятии, посвященном стихотворению «Карагач» Олжаса Сулейменова было видно, как воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое удовольствие. Схожее восприятие у них вызвала и «Осень» Ирины Токмаковой. В последнем заметную роль сыграло построение произведения. Стихотворение небольшое, но очень яркое. Короткое, с большим количеством глаголов, существительных, полное точных образов оно очень понравилось ребятам. Они с удовольствием его повторяли несколько раз. Вот эти вехи, преподавателю надо обязательно запомнить.
Хочу отметить и такой момент. Разучивание с детьми на уроках внеклассного чтения стихотворений требует неоднократного их прочтения.
Для того, чтобы привить детям навыки выразительного чтения, я стараюсь читать им многие стихотворения. После этого предлагаю детям задание на дом: подготовить наизусть то или иное стихотворение.

Напоследок, отмечу, что важную роль для знакомства с детской литературой играет отбор книг учителем и их оформление. То есть должна книга выглядеть эстетически выразительной, вызывать новизну восприятия. Эти детали, казалось бы незначительные, на фоне литературной ценности самого произведения, но надо помнить большую разницу в восприятии между взрослыми и детьми. А красиво оформленная книга – это один из первых шагов к знакомству с ней.
Еще даже не конец полугодия, но я с удовлетворением отмечаю, появление у детей читательский интерес и, что важно – читательскую самостоятельность.
Перечисленные выше вехи, лишь отдельные моменты работы учителя в формировании юного читателя, человека сознательного и с широким кругозором. И главное в них – привить любовь к книге.

Учитель начальных классов казахстанско-российской гимназии №38 Вноровская Л.Э.
Алматы

Категория: Статьи | Добавил: Рогволт (15.10.2014) | Автор: Людмила Эдуардовна Вноровская E
Просмотров: 368 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика