Профессиональная компетентность учителя начальных классов - Статьи - Материалы педагогов - Каталог статей - Сайт творческих учителей Казахстана

Суббота, 21.01.2017, 13:41
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 327
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Статьи

Профессиональная компетентность учителя начальных классов
Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным , компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями. Это значит, что современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.

Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные:
- требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;
- специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;
- система педагогической культуры учителя

С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.

Второе направление, специфичное для начальной школы, включает:
- понимание места начального обучения в системе непрерывного образования (не как «школы грамоты», а как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности, сопровождающей человека всю сознательную жизнь);
- знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т. д.);
- понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести (взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями» индивидуальное и групповое общение с родителями).

Третье направление - система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов:

1. Перцептивный компонент - умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии (сопереживанию).

2. Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности.

3. Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.

4. Инновационный компонент - потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.

5. Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.



Приведенная схема наглядно показывает, что согласно данному подходу, компетентность занимает одно из подчиненных мест в общей системе требований к профессиональным характеристикам учителя начальной школы.

Примером другого подхода к оценке профессиональной подготовленности учителя начальной школы может служить разработанная в рамках психологии система показателей готовности к профессиональной педагогической деятельности (Г. И. Вергелес, А. И. Раев и др.).
Первый показатель – умение решать профессионально-педагогические задачи.
Профессионально-педагогические задачи, которые постоянно решает учитель в своей практической деятельности могут быть двух видов.
Решение задач первого вида опирается на общий уровень образовательной подготовки учителя, широту и глубину его общеобразовательного и культурного уровня (например, определение соотношения программного и дополнительного материала в содержании урока, выбор стиля общения с детьми в конкретной ситуации, выделение и учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в реальном педагогическом воздействии и т. п.).
Решение задач второго вида предполагает реализацию его профессиональных знаний и умений (например, выявление причин неуспеваемости учащихся и их преодоление, подготовка и проведение различных форм внеклассной воспитательной работы, родительских собраний и т.п.).
Второй показатель профессиональной готовности учителя – сформированность основных функций педагогической деятельности.
Диагностическая и прогностическая функции предполагают возможность учителя достаточно объективно определить количественные и качественные характеристики педагогического проце5сса и его объектов, на основании чего можно предвидеть возможные результаты педагогического воздействия и их последствия.
Организаторская и конструктивно - проектировочная функции направлены на построение учителем своей профессиональной деятельности и деятельности обучаемых. Учитель организует свою собственную деятельность, деятельность каждого ученика, работу класса в целом, помощь и поддержку родителей учащихся. Он постоянно определяет цели, содержание, структуру своих действий на каждом уроке, в каждой теме в соответствии с диагностикой и прогнозом применительно к конкретным условия.

Информационная функция состоит в отборе, адаптации и передаче информации учащимся в соответствии с конкретными образовательными условиями. Эта функция позволяет обеспечить усвоение социального опыта последующими поколениями.

Коммуникативная функция предполагает построение общения учителя с учащимися и их родителями, а также коллегами по работе на основе доброжелательных отношений и профессиональной направленности такого общения. Общение учителя должно оптимально обеспечивать условия для умственного и нравственного развития детей и совершенствования собственной деятельности учителя.

Исследовательская функция учителя направлена на наиболее полное и адекватное отражение им постоянно изменяющихся условий педагогической деятельности. В современном педагогическом процессе часто и динамично меняется учебная информация, сами обучаемые, средства и способы обучения, поэтому учитель постоянно оказывается в позиции исследователя меняющегося мира.

Третий показатель профессиональной готовности специалиста в области начального образования – это сформированность профессионально – значимых свойств личности.

К таким наиболее значимым свойствам относят компетентность и способность к педагогическому общению.

Понятие компетентность в данной системе включает:
- владение содержанием учебных дисциплин (целенаправленность и широта владения информацией, ее соответствие уровню современной наука);

- владение современными теориями обучения (соответствие используемых технологий целям и содержанию обучения, а также возможностям обучаемых и обучающего);

- знание и учет реальных факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности (возрастные и индивидуальные особенности обучаемых, сложившаяся система отношений, особенности конкретной ситуации т. д.).

Способность к педагогическому общению предполагает:
- соответствие содержания и формы изложения материала возможностям и интересам аудитории, личности самого учителя и т.д.;

- педагогическую наблюдательность и эмпатию, которые обеспечивают адекватность действий в постоянно меняющихся условиях, установление необходимых контактов и т. п.

- степень соответствия используемых выразительных средств особенностям педагогической ситуации (выразительность речи, ее темп, интонация, мимика, пантомимика и др.).


На основании разработанной системы критериев могут быть выделены показатели педагогической компетентности учителя, что позволяет разработать основы для диагностики этой важнейшей характеристики профессиональной деятельности учителя.
Критерии профессиональной компетентности
учителя начальных классов

Профессиональная компетентность учителя - интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, мак и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:
1. Общекультурный критерий.
2. Общепрофессиональный критерий.
3. Коммуникативный критерий.
4. Личностный критерий.
5. Критерий саморазвития и самообразования.



Представленные критерии оценки профессиональной компетентности учителя начальных классов представляют собой один и з возможных подходов к анализу проблемы педагогического профессионализма. Данный подход не претендует на исчерпывающую полноту и глубину, но вместе с тем позволяет разрабатывать основы для удобной и доступной диагностики профессиональной компетентности учителя с опорой на разработанные показатели по каждому из выделенных критериев.

Алматинская область
Каратальский район
Средняя школа имени М. Горького с ДМЦ

«Профессиональная компетентность
учителя начальных классов»
Учитель начальных классов
Байгазакова Саулеш Турсынбаевна

Село Бастобе
Категория: Статьи | Добавил: Нурай6939 (28.03.2015) | Автор: Байгазакова Саулеш Турсынбаевна E
Просмотров: 477 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2017Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика