СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ХОРОВЫХ ДИСЦИПЛИН(С) - Статьи - Материалы педагогов - Каталог статей - Сайт творческих учителей Казахстана

Среда, 07.12.2016, 21:13
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 346
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Статьи

СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ХОРОВЫХ ДИСЦИПЛИН(С)

СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ХОРОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Тулюбаев Толеген Шаяхметович
Учитель музыки,
преподаватель Хоровых дисциплин
ГУ Жаксынская средняя школа №2, Акмолинской обл.

Научно-теоретические основы применения ИКТ для создания культурно-образовательной среды
Культурно-образовательная среда – это довольно сложное понятие, представляющее и заключающее в себе совокупность как образовательно-обучающих, так и культурно-воспитывающих психолого-педагогических условий, способствующих максимальному развитию творческой личности, в которой находят отражения политические и социально-экономическое отношения, отечественные национально-культурные, исторические традиции, состояние духовно-нравственной сферы общества, т.е. созданная окружающая среда развивает и формирует личность. Дальнейшее развитие концепция культурно-образовательной среды свое развитие получила в трудах Мещеряковой Л.И., Стояновской И.Б., Пряхина Д.А., Шабалиной Т.А. Они определяют культурно-образовательную среду как сложное, интегрированное понятие. С их точки зрения, культурно-образовательная среда – это среда, в которой осуществляется трансляция преемственности культуры, и прежде всего национальной, содержательное наполнение которой может отражать достижения региональной, казахстанской, а также в целом мировой культуры, содержащей в себе не только прошлый опыт, но и его переосмысление; сложное, интегрированное понятие, способствующее изучению факторов, условий, средств учебно-воспитательного процесса; рассматривается как показатель уникальности (особенности) территории, инструмент изучения образовательных тенденций, способов описания особенностей педагогической практики, присущих той или иной конкретной территории и зависящих от специфики местных условий соединения «культуры» и «образования».
Дополнительное образование направлено на удовлетворение как индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, музыкальном, физическом совершенствовании, формировании культурного и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также организацию культурно-досугового пространства. Кроме того оно обеспечивает не только адаптацию детей к жизни в обществе, ориентацию в профессиональном плане, но и расширение культурного пространства. Жизнь ставит перед нами задачи – формировать у подрастающего поколения культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье нации, развивать понимание ценностей культуры и бережное отношение к ним, воспитывать эстетические чувства, способность понимать и восхищаться прекрасным, историческим культурным наследием, накопленным человечеством за многовековой период существования, не только приобщаться к культуре, бережно сохраняя ее, но и преумножать культурное богатство страны, проявляя творческий подход в создании своих произведений искусства, проявляя свой творческий потенциал.
Инновационная практика
в расширении культурно-образовательной среды на основе ИКТ
Как преподаватель хороЖвых дисциплин хочу отметить, что значительному развитию и расширению культурно-образовательной среды в Жаксынской средней школе №2 способствуют современные и ранее известные образовательные педагогические технологии: здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, игровая, проблемно-поисковая, системно-деятельностная, развивающая, личностно-ориентированная, и др. Используются преподавателями такие технологии, которые позволяют расширить границы обучения, увеличить кругозор детей на основе многочисленной наглядности, музыкально-дидактических игр, мультимедийных презентаций, электронных музыкальных детских пособий, видео-клипов и т.д. Инновационные технологии способствуют повышению как коммуникативной культуры, так и культуры исполнительской деятельности, поднимают творческий уровень развития детей, повышают качество образования обучающихся, производительность общего труда в сотрудничестве с преподавателем. Особенно информационно-коммуникационные технологии делают урок не только ярким, насыщенным, интересным, но и легко запоминающимся, развивающим, формирующим культуру ученика. Понятно, что само по себе применение инновационных технологий в расширении культурно-образовательного пространства не решит проблему воспитания культуры, и только в деятельностном участии преподавателя и ученика, в их сотрудничестве, в создании системы действий (УУД) возможно пробудить мотивацию к активному действию. Много внимания уделяется формированию хоровой исполнительской культуры. Сюда входит и манера держаться на сцене, нравственные качества личности ученика, подбор исполняемого репертуара, культура и слаженность творческого коллектива. Педколлектив школы находится в постоянном поиске новых методик расширения культурно-образовательного пространства, решения творческих задач. Жаксынская средняя школа №2 принимает активное участие в мероприятиях, организованных культурно-досуговым учреждением, выступая на праздниках, конкурсах, фестивалях, массовых гуляниях.
Дети, начиная с дошкольного возраста, приобщаются к культуре своего региона, знакомятся с традициями, обычаями, культурными ценностями, их особенностями, относят себя к этой культуре. Весь песенный репертуар, изучаемые музыкальные произведения классиков, используемые музыкальные дидактические игры, учебно-развивающие презентации и видеоматериалы к уроку, – все это и многое другое направлено на развитие культуры творческой личности ученика, который в своем творчестве проявляет черты культуры своего народа, общества, среды, в которой живет. Известно, что социальная роль личности, как носителя национальной культуры, возрастает, поэтому большую актуальность приобретают задачи формирования национального самосознания, которое должно содержать в себе не только знание основ родной, исторически сложившейся культуры, приобщения к ней, уважения к культурному наследию своих предков, но и знание и почитание культур других народов. По М.М. Бахтину – «диалог культур» должен присутствовать.
Музыка – это форма духовного познания окружающего мира в звуковых образах, она выполняет особую роль – обогащает внутренний мир ребенка, формирует его духовную культуру, оказывает влияние на развитие музыкально- исполнительской и общей культуры. Хореография способствует развитию детского творчества. Дети в движении передают свое отношение к прослушанному произведению. Использование разнообразных движений, умение согласовать их с характером музыки развивает инициативу и фантазию детей, так как хореография является составной частью современной культуры: исполнение любого танца несет в себе элементы художественного творчества, оформление танца, образцы народной культуры, классической и эстрадной хореографии, композицию танца. Изобразительное искусство, как важнейшее средство не только познания мира, но и развития эстетической культуры, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность и целенаправленное восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Культурно-образовательная среда создается всем укладом жизни образовательной организации: это и культура учителя, который является не только носителем ее, но и проводником. Если в 90-ые годы можно было услышать, что учитель - ни в коей мере не эталон, не носитель культуры и истины, не образец для подражания, а просто слепок своей среды, то на данном этапе общественного развития роль учителя изменилась, и возросла значимость учителя в учебно-образовательном процессе как носителя и проводника культуры. Организация психолого-педагогических условий, способствующих максимальному развитию творческой личности учащегося, климат школы, педагогическая система, включающая в себя применяемые инновационные технологии и подходы, методы сотрудничества «учитель – ученик», создание ситуации успеха, материально-техническое оснащение и оборудование кабинетов, оформление, отражающее всю жизнь школы, ее традиции, культурно-досуговую деятельность, успехи и продвижение вперед, повышающие не только культурно-образовательный уровень, но и мотивацию обучающихся и преподавателей. Школа творческих преподавателей и творческих учеников, школа радости и успеха, руководитель, который играет важную роль в подборе педкадров, в создании и сплочении активного педколлектива, стремящегося к повышению качества образования детей, расширению культурного-образовательного пространства и влияния, здоровьесбережения, развития, воспитания. Созданная культурно-образовательная среда школы является эффективным средством формирования культурного опыта личности на основе всех ее составляющих элементов.
Таким образом, вся созданная коллективом преподавателей и обучающихся культурно-образовательная среда нашей школы направлена:
• на формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю Казахстана, осознание своей этнической и национальной принадлежности
• формирование ценностей многонационального общества;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
• наличие мотивации к творческому труду, работе на результат
• бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Проектируемый результат не заставляет себя долго ждать: он достигается без всяких усилий, легко, успешно в сотрудничестве преподавателя и учеников, имеющих мотивацию, ведущую к успеху в общем деле. Культурный опыт приобретается учениками в процессе обучения в школе , в которой учеником постигаются азы музыкальной, художественной, хореографической, хоровой, эстетической направленности. Школа является источником социокультурных норм поведения, а культура сама по себе влияет на процесс социализации личности. Действия культурно-образовательной среды заключаются в передаче культурных норм, знаний, универсальных учебных действий, обмен уже приобретенным опытом. В нашей школе с помощью разных видов искусств дети и подростки изучают действительность, приобретают духовные ценности и культуру поведения.
Анализ опыта работы по использованию ИКТ в создании и расширении культурно-образовательной среды
Организация занятий хоровых дисциплин играет большую роль в создании и расширении культурно-образовательной среды, в формировании культурного опыта личности ученика с использованием ИКТ. При проведении урока хорового пения мною используются:
 анимация, фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют основы музыкальной грамоты, разучивания песни
 синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей
 тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии
 дикторский текст, поясняющий способы деятельности учащихся
 звуковые фонограммы музыкальных произведений, которые дают возможность участвовать в их исполнении
 детские электронные музыкальные презентации и клипы
 музыкальные физминутки
 творческие задания для учащихся
 проблемные ситуации
 диагностические тесты
 презентации игры для детей младшего школьного возраста для обобщения и систематизации знаний: «Угадай мелодию», «Назови песню», «Герои музыкальных сказок».
Презентации иллюстрируют рассказ учителя красочными картинками, диаграммами, видео- или аудио-фрагментами, они эффективно используются на различных этапах урока.
Информационно–коммуникационные технологии необходимы:
 для поиска информации, как учителю, так и ученику
 для самообучения, самоорганизации, самообразования
 при проблемной ситуации находить несколько решений, выбрать свой вариант, объяснить свой выбор
 при формировании навыка публичных выступлений обучающихся в хоровом коллективе.
Использование Интернет–ресурсов учащимися и преподавателями выводит обучение на качественно-новый уровень культурно-образовательного развития. С помощью Интернет–ресурсов имеется возможность быть в курсе музыкальных новостей, общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в Интернет–семинарах и форумах, производить обмен педагогическим опытом, пользоваться методическим и наглядным материалом для проведения уроков.
Использую сайты различных сообществ, много интересного и полезного можно найти на портале «Сеть творческих учителей»: статьи, разработки уроков, сценарии мероприятий по внеклассной работе, наглядный материал, «минусовки» для уроков хорового пения, ноты музыкальных произведений. Представляю опыт своей работы в электронном СМИ: учебно-методический материал, сценарии по внеклассной работе, презентации, программы учебных дисциплин.Музыкальные Интернет-ресурсы доступны и ученикам. Они расширяют кругозор учащихся, развивают музыкальную культуру, пробуждают интерес к музыке и исполнительству.
Самыми востребованными информационно-коммуникационными технологиями для преподавания уроков хорового пения являются мультимедийные системы, программы для пения караоке, музыкальные проигрыватели, видео, готовые электронные образовательные ресурсы в обучении хоровому исполнительству. Медиатека формирует базу данных, которая обеспечивает поиск необходимой информации и располагает доступом к аудио- и видео-ресурсам, способствующим развитию и формированию медиакоммуникативной образованности учащихся и педагогов. Внедрение в музыкальное образование информационных ресурсов способствует расширению границ обучения, урок становится ярким, эффективным, пробуждающим интерес и мотивацию учащихся, повышает качественный его уровень. Применяя ИКТ на уроках хорового пения, использую компьютерные и Интернет–ресурсы с большим удовольствием, но не как самоцель, лишь как средство повышения мотивации учащихся, так как «точки удивления», интуитивно возникающие у детей, являются доминантой в их певческой деятельности и способствуют осмысливанию, чувствованию, эмоциональной отзывчивости на музыку. Используются разнообразные методы и приемы, позволяющие сделать урок динамичным, живым, радостным. Одной из ведущих задач образовательного процесса является здоровьесбережение детей. Поэтому, зная гигиенические нормы работы с компьютером, слежу, чтобы время непрерывных занятий у компьютера не превышало 15 минут, так как это оптимальная продолжительность занятия для учеников младшего школьного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании научно-методической литературы: изученных новинок и давних трудов наших всемирно известных светил педагогики и психологии по представленной теме, подтверждения практической деятельностью в дополнительном образовании, в частности при преподавании хоровых дисциплин, проведении культурно-досуговых мероприятий, сделал вывод, что процесс формирования культурного опыта личности обучающегося на основе расширения культурно-образовательной среды с помощью ИКТ и других инновационных педагогических технологий и подходов к обучению:
• стал более качественным, эффективным, эмоционально насыщенным, мотивированным, интересным
• роль ученика в уроке изменена: вместо пассивного слушателя он становится активным участником образовательного процесса, работающим в сотрудничестве с учителем: ученик-субъект, учитель-субъект, а объект- результат, на который направлена их деятельность
• с помощью инновационных технологий, в том числе и ИКТ объединены разрозненные методы, приемы, формы обучения в определенную систему
• позиции самостоятельности, активности и инициативности закладываются у детей с дошкольного возраста
• способствуют формированию основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально–значимой творческой деятельности и развитие музыкально–эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство
• способствуют развитию у учащихся логического, системного мышления
• благоприятно влияют на развитие их творческой самостоятельности, интеллектуального потенциала, познавательной активности.
Возможности создания и расширения культурно-образовательной среды в детской школе искусств с помощью информационно-коммуникационных технологий при обучения хоровому исполнению безграничны. Материалы информационного пространства объемны, информативны, интересны, красочны, необычны, они предполагают различные комбинации новых форм и подходов обучения.
Технологии и подходы в обучении неразрывно связаны между собой. Подходы в обучении хоровому исполнительству направлены на создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей детей, обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, умений, навыков (компетентности), вовлечение обучаемых в творческую деятельность, умение реализовывать и применять на практике, в жизни через действие свою хоровую компетентность в компетенцию. Компетентность в действии – это и есть компетенция.
Немаловажна специфическая авторская деятельность педагога по проектированию учебной хоровой деятельности, ее практической организации с ориентацией на тип психического развития и учет возрастных и личных возможностей учащихся. Специфика учителя музыки в том, что специальные знания, умения и навыки должны находиться в единстве с педагогическими. Все виды деятельности и формы работы в школе: уроки музыки и различные внеклассные мероприятия требуют от учителя профессиональных знаний и умений не только музыканта, но прежде всего педагога.

Список литературы:

1.Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. - 2001.
2.Выготский Л.С. Психология развития личности. - М.: Смысл, 2005.
3.Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения, М.2006.
4.Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000.
5.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении. – М.: МИА, 1999.

Категория: Статьи | Добавил: nura-dil777 (02.02.2015) | Автор: Тулюбаев Толеген Шаяхметович E
Просмотров: 534 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика