УЧИТЕЛЬ – ЛИНГВИСТ В НОВОМ ФОРМАТЕ - Статьи - Материалы педагогов - Каталог статей - Сайт творческих учителей Казахстана

Воскресенье, 04.12.2016, 15:15
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Профессия учителя-это
Всего ответов: 343
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Статьи

УЧИТЕЛЬ – ЛИНГВИСТ В НОВОМ ФОРМАТЕ

УЧИТЕЛЬ – ЛИНГВИСТ В НОВОМ ФОРМАТЕ
Султанмуратова Алмагуль Нуртаевна
Актюбинская областная специализированная физико-математическая школа – интернат
Республика Казахстан, Актобе

Аннотация
В научной статье на тему «Учитель – лингвист в новом формате» указывается, что знания,  полученные на основе конструктивистского преподавания,  дают  возможность ученикам размышлять над своими знаниями, вести самостоятельную поисковую работу. Теоретические материалы в статье обосновываются примерами из опыта учителя. Особое внимание в статье уделяется работе с использованием ИКТ на уроках и критическому мышлению, умению рассуждать о мышлении. Результат работы в статье направлен на то, чтобы ученики научились тому, как учиться, и в ?
 ?езультате могли стать независимыми, уверенными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на трех языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

                                                         Аннотация
«Учитель – лингвист в новом формате» тақырыбындағы ғылыми мақалада сындарлы оқытуға негізделген білім оқушылардың өз бетімен ізденіп, жұмыс жасауына мүмкіншілік береді. Мақаладағы теориялық материалдардың барлығы мұғалімнің тәжірибесімен дәлелденген. Сын тұрғысынан ойлауды,сабақта  АҚТ-ны қолдануға көп көңіл бөлінеді.Мақаладағы нәтиже оқушылардың сыни тұрғыда ойлай білетін, үш тілді жетік меңгерген, өзіне нық сенімді болуды үйретуге негізделген.

                                                       Annotation
 In a scientific article named «Учитель – лингвист в новом формате» it’s pointed out, that knowledges, received basing on constructive teaching, give pupils a possibility to consider on their knowledges and do their independent researching work. Theoretical materials, used in the article, are based on examples from teacher’s experience. Using ICT on lessons and the critical thinking are given a particular attention in the article. Work’s aim in the article is to teach pupils and as a result to help them to become independent, self-confident.


Мудрость питается знаниями. Дорога к мудрости длинна и терниста. Поэтому молодежь нуждается в проводнике, способном предвидеть  главные опасности, помогающем успешно войти в социум.
В модернизации образования, в формировании образовательного процесса центральной фигурой является учитель – исследователь, учитель – лидер как учитель новой формации – духовно развитая социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий  всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации. (Н. Назарбаев)
Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель.
На сегодняшний день в научно-педагогической литературе представлено достаточное количество фактов, подтверждающих  целесообразность и успешность использования разработанных ключевых принципов организации и планирования учебной работы, используемых многими учителями во всем мире. Ожидаемым результатом в работе учителя новой формации является то, что ученики знают чему и как учиться, и в результате могли бы стать независимыми, само мотивированными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими ?
 ?вободно общаться на русском, казахском и на английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях
Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после завершения ее изучения и экзаменов и не используется в жизненных ситуациях. Если учитель с «традиц?
 ?онным» стилем преподавания, основанным на передаче готовых знаний, желает помочь ученикам стать личностями с развитым критическим мышлением, то ему самому необходимо иметь развитое критическое мышление и быть открытым для новых идей. Занятия, построенные на основе конструктивистского преподавания, предоставляют ученикам возможность размышлять над своими знаниями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. Сами ученики играют важную роль при испол
 ьзовании учителем указанной формы преподавания: активно конструируют знания посредством взаимодействия со сверстниками.
В наше время темп жизни становится всё быстрее и быстрее. С помощью компьютерных технологий стремительно сокращаются расстояния. Обладание информацией является одной из важнейших сторон жизни современного человека. Ключом же к новым и неизведанным информационным пространствам являются иностранные языки: с их помощью мы находим новых друзей из самых отдалённых уголков мира, языки помогают найти престижную работу в условиях глобализации мировой экономики.
Учитель - лингвист – педагог, знающий азы и все тонкости своего предмета. За каждым определенным языком стоят страны и народы с их обычаями, традициями и культурой. Вольтер говорил: «Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку». Учитель - лингвист – профессия не только очень важная, но и актуальная. Без знания хотя бы одного иностранного языка жить в современном мире очень сложно. И одним из первых условий успешности в жизни является знание языка. Изучить язык легко, когда сам процесс построен как увлекательное познани
 е нового. Всё это по плечу высококвалифицированному специалисту, лингвисту-преподавателю. Особое внимание в преподавании языковых предметов уделяется коммуникативной методике, интеграции теоретических и практических лингвистических дисциплин.
Ребенок – алмаз, из которого нужно сделать бриллиант, сверкающий своими гранями. Это ювелирная работа. (Ф. Вассерман)
Умения, которыми должен владеть учитель новой формации: уметь любить и уважать детей, верить в ребенка, знать ребенка, понимать ребенка, бережно относится к духовному миру и природе личности, беречь и развивать чувство собственного достоинства, стать другом ребенка. В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.  Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основны
 х в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.  Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими д
 еятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.  К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.  Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ». Задача - сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого
  мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Дидактические игры как средство активизации учебного процесса ». К данной теме я обратилась в связи с тем, что  столкнулась со снижением интереса  к моему предмету. Пересмотрев ряд технологий,  остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках. Игровые технологии  использую в основном в 6-7-ых классах. Это ?
 ?вязано с тем, что наша школа является школой-интернатом для одаренных детей с физико-математическим уклоном. Здесь учатся дети со всех уголков Актюбинской области, поэтому уровень знаний русского языка разный. Задача учителя-лингвиста:  сделать так, чтобы встреча с незнакомым материалом не испугала, не разочаровала, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне, как учителю русского языка и литературы, приходится решать такую задачу почти каждый год. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфол
 огией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки, наряду с традиционными формами,  увлекаю детей, и тем самым создаю почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме сорев
 нования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Использовать игровые технологии можно не только в 6-7-ых классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с к
 аким азартом работают дети.  
Основная цель школьного образования – создание условий для всемерного развития личности каждого ученика. Школа должна не столько давать готовые знания, сколько научить их добывать самостоятельно. Практика обучения нуждается в широком внедрении инновационных технологий. В преподавание всех предметов вводится использование ИКТ.   Если раньше, используя компьютер, я была рада этому новому "помощнику" на своих уроках, то в последние годы вместе с другими учителями сетую на то, что техника в школе уже устарела. Компьютеры в школах пора м?
 ?нять на более современные, потому что невозможно пользоваться новыми интересными программами по русскому языку и литературе. Да, это так. Но пока такая техника есть в школах, со счетов ее сбрасывать преждевременно, она еще может принести немалую пользу. Поэтому я буду говорить только о том, чем пользуюсь, с чем можно работать на имеющихся компьютерах. За время  применения компьютерных технологий на уроках и во внеклассной работе я научилась более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, научил?
 ?сь видеть их сильные и слабые стороны, достойнства и недостатки. Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке в силу понятных причин. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с т?
 ?кстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем - лингвистом, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. Небольшой опыт накоплен у меня по проведению уроков контроля  знаниями учащихся: уроки-зачеты, тестирования по различным темам, слов?
 ?рно-орфографические диктанты, контрольные диктанты и другие. Проводились и уроки-исследования, уроки-закрепления, также на уроках использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.
В своей работе использую технологию критического мышления. И работаю над проблемой: «Развитие творческих способностей учащихся на уроке через технологию критического мышления». Методика критического мышления создана для наибольшей адаптации подростка в окружающем мире. Она направлена на развитие в нем активности, самостоятельности, ответственности то есть, тех качеств, которые понадобятся не только в процессе обучения, но и в дальнейшей жизни. Поэтому весь учебный план направлен на то, чтобы  «разбудить» учащихся, пробудить интер?
 ?с к изучаемому материалу, сделать из него творческую личность, способную решать самые разные задачи. Поэтому на уроке применяю приемы и метод обучения, которые активизируют деятельность учащихся. При изучении материала перед учащимися ставятся проблемные задания, ответы на которые они находят самостоятельно. Для закрепления применяю составление кластера, таблиц с символическими изображениями основных направлений темы. При опросе использую кластеры как «закрытыми» то есть без обозначений, так и открытыми, то есть частично объясн?
 ?ющими тему. Таким образом, учащиеся получают двойную возможность для развития памяти, мышления, и не только изучения, но и познания нового. На таких уроках у  учащихся повышается интерес к самому процессу обучения, проявляется стремление узнать больше, ответить лучше. В своей работе уделяю много внимания на развитие у учащихся ассоциативного мышления при работе над анализом художественного текста. Критическое мышление  может быть представлено как «мышление о мышлении». Оно предполагает  умение рассуждать по принципиальным вопросам
  и размышлять над практическим  опытом. Предполагается, что у учителей, имеющих педагогическое образование и повышающих свою квалификацию, данные умения развиты и используются  ими в практической работе. Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств  посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих  критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны, как: наблюдение; анализ; вывод; интерпретация. В основе  развития кри?
 ?ического мышления лежит модель урока, состоящая из  трех этапов:  1-ый этап – вызов или побуждение. 2-ой  этап - осмысление содержания или реализация смысла. 3-ий этап – рефлексия. На уроке по теме «Междометие»  в начале урока мы просматривали отрывок из мультфильма «Ох и Ах!»  для вызова  мыслей. Затем для осмыслений содержания мы использовали  применение междометий в разных ситуациях, и наконец, в рефлексии – каждая группа подвела итоги урока с помощью презентаций на плакате о полученных знаниях. Интересной получилась  презентация 1-ой г?
 ?уппы,  где учащиеся  показали настроение всех 3 групп с помощью рисунков и комментарий к ним. Развитие критического мышления через диалог способствует развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей   и  учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний. При этом эффективный результат  будет, если использовать диалог. На уроке по теме «Стили речи» было задание: описать картину и творчески выразить своё предположение в форме диалога  с одноклассником. Ребята очень серьёзно отнеслись
 к заданию  и в результате смогли реализовать в процессе познавательной деятельности коммуникативные умения. Метод  «Ассоциация» был использован на уроке по теме «Манеры», чтобы  актуализировать знания по изучаемой теме и  наглядно представить схему представления проблемы. Это задание очень хорошо выполнили  первая  и вторая группы, а  для  третьей – задание показалось сложной. Для того чтобы задание в третьей группе не осталось  не выполненной к ним пришли «гости» для разъяснения. Для развития творческой способности использовала ме?
 ?од «Эссе» на тему  «Нравственность» с целью анализа  своей мысли по изученному материалу, рефлексии по поводу своего отношения к проблеме. Эту работу ученики выполнили на разных уровнях, по своим способностям. Хочу отметить, что, благодаря развитию критического мышления через чтение и письмо у ребят появился стимул к чтению. Они научились самостоятельно находить нужную информацию, анализировать её, находить разнообразные аргументы в пользу  «да» и «нет»  прочитанному, принимать продуманные решения. Критическое мышление является пр?
 ?цессом целеустремлённого саморегулируемого суждения, поэтому моя цель сделать этот процесс более ярко выраженным и систематическим.
В свете изменений обучения, чтобы научить детей новым видам мышления и  поведения, конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию  учеников. Оборачиваясь назад, я склоняюсь к мысли о том, что данная практика изменила не только мое отношение к преподаванию, но и меня саму. В перспективе только учителя могут предпринять необходимые меры по улучшению педагогической практики.



    Список литературы
1. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В.Текучев. - М., 1982.
2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1997.
3. Основы методики русского языка в 5-8 классах: Пособие для учителей /Под ред. А.В.Текучева, М.М.Разумовской, Т.А.Ладыженской. - 2-е изд. - М., 1983.
4. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. www.cpm.kz (с. 119-121)  
5. Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Категория: Статьи | Добавил: Kairat (26.11.2014)
Просмотров: 830 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика