Открытый урок по русскому языку во 2-м классе на тему "Однокоренные слова". - Уроки - Материалы педагогов - Каталог статей - Сайт творческих учителей Казахстана

Воскресенье, 11.12.2016, 03:17
САЙТ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Уроки [284]
Статьи [79]
Презентации [11]
Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 320
Гости сайта
free counters
Погода
Погода в Казахстане
Форма входа
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Уроки

Открытый урок по русскому языку во 2-м классе на тему "Однокоренные слова".

Тема: Однокоренные слова.

Цели урока: 1)Обобщить представления учащихся о признаках слов;
уточнить о понятии «корень»; формировать навыки гра-
мотного написания орфограмм в корне слова;
2)Развивать умение находить родственные слова, выделять
в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
3)Воспитывать умение работать в паре (коммуникативные
умения); воспитывать умение слышать и слушать,
самостоятельность; воспитывать интерес к русскому язы-
ку.

Тип урока: урок усвоения знаний.

Оборудование: * мульти-медиа пректор, презентация
• мультимедийная доска
• карточка – Проверочный тест
• музыка для релаксации

Ход урока
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.

II.Минута чистописания.

Слайд 1 Ум да разум надоумят сразу.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек умный и грамотный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием).
- Запишите эту пословицу в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.
Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

III.Словарно-орфографическая работа

Слайд 2 Учиник, зовод, дарога, девочька, пинал, мидведь.

- В этих словах я заметила ошибки.
Запишите их верно. ( работают самостоятельно)
- Взаимопроверка. (Дети обмениваются тетрадями и выполня-
ют проверку ручками зеленого цвета)
- Все ли ошибки вам удалось обнаружить? Проверьте по слайду.

Слайд 3. Ученик, завод, дорога, девочка, пенал, медведь.

- Какие изученные орфограммы вам встретились в данных словах?

- Кто написал без ошибок? Молодцы. Кто допустил ошибки? (Повторить написание словарных слов).

IV.Создание проблемной ситуации.

а) Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны:

Слайд 4. Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова? (Зима)
- А теперь внимание, задание:
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.
- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (обсуждение в парах)
- Пишем с большой буквы через запятую. (дети делают запись)

б) Проверим, какие родственные слова вы выписали
- Можно было выписать все слова? (нет)
- Давайте вспомним, какие слова можно назвать родственными?
(слова, близкие по смыслу и имеющие один корень)

Слайд 5 Зима
Зимушка (так ласково называют зиму)
Зимовать (значит проводить где-нибудь зиму)
Зимний (тот, который бывает зимой- зимний день)

- Выделите общую часть дугой.

Слайд 6. Зима, зимушка, зимовать, зимний.

- Как вы думаете, как еще можно назвать родственные слова?
(однокоренные)
- Это тема нашего урока.
Прочитаем правило на с.92.
Сегодня на уроке мы будем учиться находить однокоренные слова и определять корень слова.

V. Работа по теме урока.

1)Упражнение в распознавании однокоренных слов.

а) - Послушайте сказку «Родственница».
- Вы кто такие?
- Я – гусь. Это – гусыня, а это – наши гусята. А ты кто?
- А я ваша родственница – гусеница.
Права ли гусеница? (нет).
- Назовите два признака родственных слов (общий корень и слова
близки по смыслу)

б) Сейчас я предлагаю вам работу по рядам.
Будем «заселять домики».
Одновременно в три домика приехали «родственники», т.е. родственные слова.
- Проверьте, правильно ли они заселились?

Слайд 7 1 ряд – Лиса, лист, лисонька, лисий.
2 ряд – Морской, моряк, море, мороз.
3 ряд – Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только однокоренные слова и выделите в этих словах корень.

- Проверяем 1 ряд. Кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Назовите корень ваших родственных слов.
2 ряд. 3 ряд. (Проверка. Ответы детей).

Слайд 8 1 ряд – Лиса, лисонька, лисий.
2 ряд – Морской, моряк, море.
3 ряд – Вода, водичка, водный.

2) Релаксация. (музыкальный фон)

3) Работа по учебнику.

Слайд 9 с.92 упр. 242.
- Напишите, какие однокоренные слова могут «вырасти» из этих слов – с комментированием.
- Выделите корень.

4) Проверочное задание – тест.
- У вас на столах лежит карточка с цифрами.
Послушайте внимательно задание. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока и выполним проверочное задание – тест.
- Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе. (1,2,3)

Так же как и кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
1) Белка, беленький, белить.
2) Водяной, вода, водить.
3) Лист, лиса, лисенок.
4) Горный, горка, городок.
5) Пес, песочный, песок.
6) Моряки, морской, моржи.
7) Корень, корневой, коржи.
- Проверьте, какие же слова оказались лишними.

Слайд 11 1) 1,2,3
2) 1,2,3
3) 1,2,3
4) 1,2,3
5) 1,2,3
6) 1,2,3
7) 1,2,3
Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.

VI. Домашнее задание.
Дома вам предстоит выполнить аналогичное задание
С.94 упр. 246.
- Определить, какие слова будут являться однокоренными и выделить у них корень.
Я уверена, что с этим заданием вы справитесь легко.

VII. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.
- Какие новые понятия вы узнали на уроке?
- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок.

Слайд 12 Ум да разум надоумят сразу.
- Можно ли сказать, что эти слова в пословице подходят к теме нашего урока? (трудились, узнавали новые понятия)
- А еще какую-нибудь связь с нашим уроком вы заметили?
(в пословице есть родственные слова)
- Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
(ум, разум, надоумят)

VIII. Рефлексия.
- А теперь поднимите руку, кто из вас доволен работой на уроке?
- У кого были затруднения?
- Над чем нужно еще поработать?
Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.



Источник: http://festival.1september.ru/articles/506064/
Категория: Уроки | Добавил: Zhanetta (09.07.2014) | Автор: Лигай Жана Геннадиевна E
Просмотров: 1172 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время
Большая перемена
Друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Учительский портал
Коллеги
Каталог образовательных сайтов
Домашние ремесла
Домашние ремесла
WEB100KZ
Web100kz.com - каталог сайтов
Web-круг друзей
Сайт учителей Казахстана.Все права защищены.При использовании материалов ссылка на http://sabak.ucoz.org обязательна © 2016Сделать бесплатный сайт с uCozЯндекс.Метрика