|
Предмет: Русская словесность 7 класс Тема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
Предмет: Русская словесность 7 класс Тема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Цель урока: Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова – психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой; проанализировать яркие отдельные эпизоды из жизни главного героя Развивающая: Развить устную и письменную речь, обогатить их словарную лексику новыми славами; научить углубленно понимать и сопереживать событиям рассказа; развить мышление и память, расширить кругозор Воспитательная: Черезсодержания рассказа выстроить шкалу общечеловеческих ценностей, таких как: счастье, долг, достоинство и гордость; привить детям почет и уважение ветеранам, отстоявшим свободу родной страны Тип урока: анализ произведения Метод: Частично – поисковый, мозговой штурм Форма: Групповая Оборудование: плакаты, маркеры, книги. Ход урока
І. Организационный момент - Взаимное приветствие Ребята! Перед тем как приступить к основному моменту урока, давайте пожелаем друг другу добрых слов. Итак начинаю я: -Доброго вам здоровья, дети! -Больше вам добрых друзей! -Чтобы у вас было только доброе сердце! -И еще, дети, творите только добрые дела! ІІ. Проверка и опрос домашнего задания: Творчество М. А. Шолохова 1. Работа над словами самого писателя: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресс человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив» А теперь вспомним произведения М. Шолохова
Вывод: во всех этих произведениях писатель призывает людей быть честными, отважными, искренними, добрыми друг к другу, любить, надеяться и верить в лучшее. III. Работа по вопросам. 1. Какие произведения писателя относятся к военной тематике? 1. (Роман «Они сражались за Родину», рассказы «Судьба человека» и «Наука о ненависти») 2.В каких произведениях писателя основными героями является казачья беднота? Назовите эти произведения ? 3. Кем был Михаил Шолохов в военное время? ( В июле 1941 г. М. Шолохов призы-вается в армию и проходит всю войну в КАЧЕСТВЕ военного корреспондента, высту-пает со статьями и очерками в «Правде», «Красной звезде», «Комсамольсой правде». IV.Работа над произаедением «Судьба человека» -Слово учителя: 1.Что есть добро? Зло? Любовь? Долг? Честь? Совесть? 2.В чем смысл жизни человека? 3.Может ли он быть хозяином своей судьбы? Эпигрофом сегодняшней темы нашего урока являются слова В. Астафьева: «Человек всегда может и должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжёлые, трагические обстоятельство его не ставила жизнь.» V. Словарная работа. 1.Что такое характер? Характер –совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживаю-щихся в его поведении. 2. Нозовите лучшие черты характера человека. (Ученики перечисляют их, а я записываю на доске: гордость, честность, патриотизм, уверенность в себе, достоинство, честь, блогородство, храбрость, милосердие.) 3.Можно ли сказать, что все эти черты характера присутетвуют в Андрее Соколове? (Да, потому что Андрей Соколов-носитель лучших черт характера-человечности, силы духа, стойкости и мужества.) 4. Перед тем как приступить к анализу текста, разбивают класс на две группы. А)первая группа пересказывает эпизод с условным названием «Мирная жизнь Андрея», Б) вторая группа дает характеристику его жены Ирины. Отмечают, что Соколовы жили мирно, счастливо. Рассуждаем о том, чем есть счастье. «Счастье – это состояние души». Спрашиваю: в чем же видит Андрей Соколов счастье. Учащиеся отвечают, что это дом, лад в семье, здоровье детей, их успехи в учебе, уважение друг к другу, любимое дело. -Зависит ли счастье от человека? -Учащиеся отвечают на этот вопрос Напоминаю, что отец семейства Андрей Соколов был оторван от жены и детей в роковой день сорок первого года. Так история вмешалась в судьбу человека. І – группа читает с комментариями эпизод с условным названием «Сцена прощания» отличаем, что вспоминания героя полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене, которая в недобром предчувстии надвигающейся беды сказала: «Родненький мой , Андрюша, не увидемся мы больше на этом свете». ІІ – группа анализирует эпизод «доставка снарядов гаубичной батарее». Учащиеся отмечают, что долг для Андрея Соколова превыше всего: Он должен проскочить через немцев, он должен убить предателя Крыженева, он должен поделиться кусочком хлеба с узниками лагеря, он должен бежать из плена, захватив немецкого офицера. -Отмечаю, что характер Соколова особенно четко проявляется в эпизоде вызова к комен-данту концлагеря. Из сложного испытания русский солдат вышел победителем. -Работаем над понятиями честь, достоинства и гордость. Словарная работа ЧЕСТЬ -1. достойный уважения и гордости моральные качества человека, его со-ответствующие принципы. Долг чести 2.Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Например: Сбереги честь смолоду. 3.Почет, уважение ДОСТОИНСТВО --положительное качество совокупность высоких моральных качеств, а так же уважение этих качеств в самом себе. Например: Говорить с достоинством. ГОРДОСТЬ -1. чувство собственного достоинства, самоуважение. Национальная гордость. 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь, гордой победой. 3. Высокомерие, чрезмерное высокое мнение о себе. -Есть ли эти черты характера в Андрее Соколове? -Почему комендант Мюллер подарил Соколову жизнь? -Как Мюллер характеризует военнопленного? -Какие еще испытания ждут Андрея? -Сломили ли они героя? IV. Закрепление новой темы: 1. Работа над понятиям судьба -Что такое судьба? Словарная работа СУДЬБА- 1. Стечение обстоятельность, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств. 2. Доля, участь. 3. История кого-чего-нибудь 4. Будущее, то, что случится Подвожу учеников к мысли, что в названии рассказа слово «судьба» употреблено в нескольких лексических значениях. Это и история Соколова и его участь и истечение обстоятельств.Заглавие рассказа носит обобщенный характер: перед нами судьба не только Андрея Соколова, но и «маленькой птахи» Ванюшки. Два осиротевших человека обретают друг друга. -Какое самое смелое, самое отважное, самое доброе дело сделал Андрей Соколов? -Усыновил сироту-мальчика Ванюшу. Судьба главного героя – это судьба всего народа прошедшего жесточайшие испытания в годы войны. Шолохов описал человека способного не покориться обстоятельствам. Писатель показал великую силу характера человека в битве с судьбой.
2. Дискуссионная карта
Если бы не война... Влияние войны на судьбу человека.
Вывод. Через судьбу одного человека, писатель Шолохов хотел показать судьбу советского народа, пострадавшего в годы Великой Отечественной войны. V. Выставление оценок за урок VІ. Домашнее задание Подготовить сообщение на тему «Шолохов и Казахстан»
|
Категория: Уроки | Добавил: Оля1854 (16.03.2015)
| Автор: бАЙМУХАМБЕТОВА оЛЬГА
|
Просмотров: 1282
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|